Найти тему
Читатель-Обыватель

Наше счастье за дверью. Рассказ «Дверь в стене» Герберта Уэллса. АНАЛИЗ! Часть вторая.

Photo by Tatiana Colhoun on Unsplash
Photo by Tatiana Colhoun on Unsplash

Если вы пропустили первую часть поста "Зачем читать?" То прошу сначала ознакомиться с ней.

Мое высказывание субъективно и не претендует на истину. Я обычный читатель.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРОЧИТАЛ (разбор книги и в чем ее фишка, спойлеры неизбежны):

Держа в голове роман Гессе, давайте вспомним те моменты, когда главный герой встречает зеленую дверь.

Сперва вспомним детство Уоллеса: «он был не по годам развитым ребенком… Мать Уоллеса умерла, когда ему было всего два года, и он остался под менее бдительным и не слишком строгим надзором гувернантки. Его отец - суровый, поглощенный своими делами адвокат - уделял сыну мало внимания, но возлагал на него большие надежды».

На протяжении всего рассказа нам, читателям, постоянно твердят, что Уоллес чрезвычайно умный и способный человек от рождения, очень эрудированный, но, узнав конец истории, можно задаться вопросом: это дар или проклятье? Зависит это, конечно, от того, как мы используем свой ум или, точнее, внимание: «Однако Уоллес далеко не всегда терял интерес к окружающему, и, когда его внимание на чем-нибудь останавливалось, он добивался исключительных успехов». Нам достаточно уделить внимание тому, чего мы по-настоящему хотим, чтобы приложить все усилия в достижении своей цели. Но внимание героя постоянно мечется, оно постоянно разрывается между двумя мирами, которые, рождают конфликт и, как мне кажется, символизируют мать и отца (как функции его души).

Мы узнали, что в детстве мать Уоллеса умерла, и он остался с бесчувственным и суровым отцом. С точки зрения аналитический психологии материнская фигура иррациональна, субъективна и всегда отвечает за развитие психического, внутреннего мира, поэтому именно она прививает вкус к религии, искусству, эстетике и т.д. Отцовская фигура, напротив, рациональна, объективна и отвечает за внешний мир, материальное, за развитие тела, за социализацию и выживание в физическом мире. Чрезмерное преобладание или исключение первой или второй функции часто приводят к неврозам.

Уоллес остался без матери, поэтому логично предположить, что в нем стала преобладать навязанная отцом установка, ориентированная исключительно на материальное. Но жизнь не терпит односторонность, поэтому заместо матери в герое резко пробуждаются яркие душевные качества в образе прекрасного сада. Наше Я – это единство душевного и материального, но для Уоллеса это не так, ведь, чтобы оказаться наедине с самим собой, ему сперва следует открыть дверь. Дверь – это не только проход, но и препятствие, ведь «он смутно чувствовал, что с его стороны будет неразумно, а может быть, даже и дурно, если он поддастся этому влечению. Уоллес утверждал, что, как ни удивительно, он знал с самого начала, если только память его не обманывает, что дверь не заперта и он может, когда захочет, в нее войти». Какой глубокий образ! Открытая зеленая (цвет жизни) дверь – тяжелейшее препятствие. Дело ведь не в самой двери, а в нашей воле, нашем усилии, чтобы сделать первый шаг наперекор навязанным чужим установкам. Но, видимо, чрезмерное преобладание отцовской установки мешает герою это совершить.

При каких обстоятельствах герой впервые находит дверь? «Уоллес совсем забыл, как ему удалось улизнуть из дома и по каким улицам Восточного Кенсингтона он проходил». Он покинул дом отца со всеми его правилами и отправился просто бродить. Случайность – второе имя свободы, которую мы так жаждем, и благодаря ей Уоллес наткнулся на свой настоящий дом: «Казалось, они приветствовали мое возвращение на родину. Все время мною владело радостное чувство, что я наконец вернулся домой».

Но почему его «выкинуло» обратно, в обыденный мир? Это очень важный и интересный момент: «А дальше! - воскликнул я и хотел перевернуть страницу, но строгая женщина остановила меня своей спокойной рукой. -Дальше! - настаивал я…» Маленький Уоллес захотел увидеть будущее и это стало причиной его возвращения в мир людей, из нирваны в сансару. Видимо, все дело во времени, ведь там, где он оказался, нет времени. И очень важно, что, вернувшись домой: «Я попытался рассказать им обо всем происшедшем, но отец в первый раз в жизни побил меня за ложь. Когда же потом я вздумал поведать об этом тетке, она, в свою очередь, наказала меня за злостное упрямство… Мой отец принадлежал к старой школе...». Уоллеса обратно засосало в серый мир отцовских установок, которые убедили его в том, что увиденное им – лишь сон.

Учитывая вышеперечисленное, можно сказать, что всю композицию рассказа определяет раздвоенность главного героя, его мечет между миром безвременья, настоящего (спонтанности и случайности, которого он так жаждет) и миром времени, будущего, шаблонов, где все предрешено: ведь ясно как день, что сначала он будет школьником, потом студентом, затем работником, затем карьеристом и, наконец, он умрет. Словом, из колыбели в могилу. Весь его путь проходит по протоптанной всеми дорожке – это временные и, соответственно, ложные «Я». Однако каждый раз, непосредственно в те мгновения, когда он менял свои «Я», когда проявлял ответственность, именно тогда-то и появлялась дверь.

Например, в тот миг, когда он школьником шел сдавать экзамен в университет: «Если бы я остановил извозчика, - размышлял я, - то не сдал бы экзамена, не был бы принят в Оксфорд и наверняка испортил бы предстоящую мне карьеру». Я стал лучше разбираться в жизни. Этот случай заставил меня глубоко призадуматься, но все же я не сомневался, что будущая моя карьера стоила такой жертвы».

Или, например, когда влюбился в девушку: «в глубине души я был уверен, что она распахнется для меня, но тут я подумал, что ведь это может меня задержать, я опоздаю на свидание, а ведь дело идет о моем самолюбии». Самолюбие! Но кого он любит, если его «родина» за зеленой дверью?

Потом Уоллесу бахнуло сорок лет, и наступил кризис среднего возраста. Чтобы решить эту проблему ему достаточно было одного – открыть дверь, которая трижды появлялась перед ним: «Трижды мне представлялась такая возможность. Понимаешь, трижды! Я давал клятву, что, если когда-нибудь эта дверь окажется предо мной, я войду в нее. Убегу от всей этой духоты и пыли, от этой блестящей мишуры, от этой бессмысленной суеты. Убегу и больше никогда не вернусь». Мы помним, что он не открыл ее, а продолжил идти тем же путем, каким шел с тех самых пор, как умерла его мать.

Всю его жизнь дверь была открыта, ему достаточно было лишь войти в нее, причем однажды ему это уже удалось, но он так и не вошел. Почему? Потому что за образом успешного, удачного, богатого и эрудированного человека, который «занимал гораздо более высокое положение и играл в обществе такую роль, о какой я не мог и мечтать», кроется не верящий в себя, ведомый и слабовольный трус, подавленный отцом, принявший чужеродную роль, им же навязанную.

Все, что Уоллесу следовало сделать – проявить свою волю и войти в открытую дверь.

Ваши лайки и комментарии дают жизнь каналу. Если вам понравилась статья, то обязательно почитайте и остальные, там тоже много интересного! Группы: VK и TG. А еще вы можете скачать мой роман, подробности тут.

#фантастика #фэнтези #литература #книги