Марк Ротко – один из самых дорогих художников в мире. Его полотна стоят бешеных денег – в 2012 году картина «Оранжевое, красное, желтое» ушла на аукционе за 86,9 млн долларов. Но многих Ротко ставит в тупик: за эту мазню – такие деньги? Да любой ребенок так нарисует! Одни считают его гением, другие говорят, что «король голый», а цены – заговор искусствоведов. Так шедевры это или грандиозный обман? НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
Шедевры по суду
Ротко боялся, что его работы разойдутся по свету, и с помощью друга, коллекционера и юриста Бернарда Райе за год до смерти составил завещание. По нему картины отходили фонду имени Ротко. Он доверял Райе больше, чем семье. И ошибся – Райе оказался жуликом, а двое друзей Ротко ему помогли. В итоге Ротко обязали продать картины за бесценок галерее «Мальборо». Многие считают это причиной самоубийства.
После его смерти «Мальборо» за копейки получила все работы и стала продавать их в частные коллекции за миллионы. Дочь Ротко, уверенная, что отца подставили, в 1971 году подала с опекунами шестилетнего брата иск в суд на отмену контракта с галереей. И начался скандальный процесс длиной в семь лет.
Дети выиграли, и Ротко стал единственным художником, чьи работы признаны шедеврами решением суда.
Детям вернули более 600 картин, многие они подарили музеям и галереям. Но мечтой Ротко была выставка в родном Двинске. Случилось это лишь в 2013 году.
Почему же так ценят Ротко?
По репродукциям этого не понять, нужны оригиналы. Ротко был виртуозом цвета, хотя и ненавидел слово «колорист». Его можно не любить, но не узнать нельзя -– такие оттенки не удавались никому. Если смотреть долго, картина начинает пульсировать, дышать, затягивает в мерцающие глубины, как в Зазеркалье. Кто-то сравнил полотна Ротко с Солярисом – они, как этот мистический живой океан, проникают в сознание, и человека захлестывают эмоции, каждого – свои: тревога, покой, предчувствия, восторг, страх... Художник Поль Брак сказал: «Это как визуальная Библия».
Секрет своей техники Ротко скрывал. Наносил на холст до двадцати тонких и прозрачных, как папиросная бумага, слоев краски. Варил клей из кроличьей шкурки, добивался, чтобы краска быстро сохла. Цвет каждого слоя хоть чуть, но другой. Края холстов он окрашивал – они словно терялись. Так рождались глубина и мерцание, усиленное грубыми границами между цветами. «Ротко так сталкивает два оттенка красного, что при одном взгляде на картину у вас начинают стучать зубы», – писал искусствовед.
Но что делать, если для вас эти картины – набор цветовых пятен? Шанс есть. Почитайте об абстракционизме, отключите скептицизм, включите любопытство и интуицию. Отправьтесь в галерею к подлинникам. Подойдите как можно ближе, останьтесь с холстом один на один. И всмотритесь. Остальное – в руках Ротко.
Окончание скоро, подпишись на наш канал!
Алла Горбач (с) "Лилит" * Фото вверху: britannica.com