Романы о попаданцах - один из интереснейших (хотя в наше время и затертых до дыр) жанров фэнтези в мире литературы.
В них рассказывается о том, как человек внезапно оказывается в прошлом или будущем и пытается каким-то образом прижиться в новом времени.
В частности, «Янки из Коннектикута...» считается одним из первых романов, в которых затрагивается тема подобного путешествия.
И хоть творчество Марка Твена преимущественно знакомо читателям в виде приключений Тома Сойера и Гека Финна, оно включает в себя немало других произведений.
О чем роман
Сатирический роман (юмор, кажется, неотъемлемая часть творчества Твена) повествует об обычном янки, который, оказавшись в музее, рассказывает свою необычную историю внимательному слушателю.
В этом плане роман получает т.н. псевдодокументальность, что достаточно часто встречается в литературе.
Итак. Янки, проживающий в XIX веке, получает травму головы, а приходит в себя уже в Англии времен короля Артура. Его приключениям и посвящен текст.
Роман условно поделен на две части.
В первой герой пытается прийти в себя и осознать сам факт того, что он оказался не в своем времени. Ему приходится сражаться не просто с другой эпохой, но и с другими героями.
Так, например, он достаточно быстро оказывается частью двора короля Артура, а после даже начинает конкурировать (вполне успешно) с его волшебником Мерлином.
Вторая часть уже показывает то, как при дворе обжился янки: он начинает "творить волшебство" благодаря знаниям из XIX века, а потом и вовсе развивать прогресс на несколько столетий раньше.
К сожалению, стоило ему только привыкнуть к новому миру, как новый удар по голове возвращает героя обратно в XIX век.
Юмор, попаданец и... читатель
Роман богат чисто типичным, твеновским юмором. Он часто по-доброму посмеивается над своим янки, своеобразностью его, чисто американского, мышления.
При этом в тексте поднимаются далеко не смешные проблемы: рабовладельчество, вопросы влияния церкви и состоятельности такого института, как монархия.
Структура, как и текст, словно делится на две части.
С одной стороны, фэнтезийное попаданство. Оно кажется притянутым за уши, надуманным - так много условных допущений в тексте. С другой стороны, здесь приводятся вполне себе успешные опыты из области физики.
Все это вкупе с травмой головы главного героя создает двойственное впечатление. Сложно понять природу событий: то ли главный герой действительно оказался в прошлом, а потом вернулся обратно, то ли же это была его галлюцинация во время травмы.
Думаю, это должен решить для себя каждый читатель сам.
С другой стороны, еще любопытен возраст, в котором следует знакомиться с текстом.
Тут одновременно поднимаются достаточно взрослые проблемы (например, подковерные игры и борьба за власть), что предполагает достаточно зрелого читателя.
С другой стороны, явная условность повествования вкупе с ожившими легендами о короле Артуре как бы намекает на то, что текст все же больше относится к детской аудитории.
Как читать
В любом случае, несмотря на эти несостыковки, я прочитала роман с превеликим удовольствием (и поэтому советую всем с ним познакомиться, если вы этого еще не сделали).
Если отбросить в сторону критическое мышление и некоторые условности в стиле "в жизни так не бывает", роман читается легко, на одном дыхании.
Ты буквально проживаешь события с другими персонажами, впадаешь в ужас от мысли о том, что можно застрять в Средневековье, а потом грустишь вместе с героем, потому что приходится возвращаться обратно в эпоху, про которую ты уже и забыл. Которая, кажется, уже и не нужна.
Сам текст чем-то напоминает полюбившийся в детстве фильм с Жаном Рено "Пришельцы": не сюжетом, но атмосферой.
В любом случае читать роман интересно. Он словно будит внутреннего ребенка.
К слову, по книге в 1948 году был снят фильм (смотрели?), что тоже говорит о популярности книги.
А вы любите истории про попаданцев? Нравится ли вам жанр фэнтези? Читали эту книгу Марка Твена?
Если статья была интересна, предлагаю вашему вниманию:
#литература #книги #чтение #фэнтези #попаданцы