Найти в Дзене
FiLM project 🎬

Как снимали фильм «Неуловимые мстители».

Оглавление

Фильм «Неуловимые мстители» стал одним из первых вестернов в СССР. Его сняли за короткий срок — всего за полгода. Для киноленты поставили больше 40 сложных трюков, а лошадей на съемки в Херсонскую область привезли из Москвы.

О том, как создавали один из самых популярных приключенческих фильмов в СССР, читайте в нашей публикации.

Советский вестерн.

-2

Трилогию режиссера Эдмонда Кеосаяна называют «советским вестерном» — или по-другому «истерном». Это жанр кинематографа, который был популярен в СССР после Гражданской войны. Действие таких картин разворачивалось на юге бывшей Российской империи, а главными героями выступали красноармейцы, которые воевали с белыми. В 1964 году режиссером новой картины «Мосфильма» назначили Эдмонда Кеосаяна. Именно он совместно с Сергеем Ермолинским и написал сценарий под рабочим названием «Знак четырех».

-3

Картину снимали по повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Сценаристы изменили оригинальный сюжет: в литературном источнике ребятам противостоит батька Махно, в киноленте его заменили на атамана Гната Бурнаша.

Главных персонажей в книге было трое, а в фильме появился четвертый — гимназист Валерка Мещеряков. Вместо китайца Ю-ю из книги Бляхина в сценарий ввели Яшку-цыгана.

Название «Неуловимые мстители» появилось значительно позже — уже на съемочной площадке.

Как искали «мстителей».

-4

Эдмонд Кеосаян хотел найти актеров на главные роли во ВГИКе, однако отказался от этой идеи. Студенты выглядели старше 13-15 лет — таким был возраст четверки «неуловимых» по сценарию.

-5

На пробах режиссер выбрал Виктора Косых на роль Даньки Щуся и Михаила Метелкина, который должен был играть Валерку Мещерякова. Оба они уже снимались в картине «Звонят, откройте дверь». Будущую исполнительницу роли Ксанки Щусь искали среди гимнасток. Ассистенты пригласили на пробы Валентину Курдюкову из дворца спорта «Крылья Советов».

-6

Дольше всего пришлось подбирать актера на роль Яшки-цыгана. Желающих было очень много — около восьми тысяч.

Режиссеру помог актер «Мосфильма» Юрий Цурило — он привел на пробы своего товарища Василия Васильева, юношу-цыгана из Вязников во Владимирской области. В свои неполные 15 лет он увлекался танцами и пением и вел два музыкальных кружка в школе.

-7

42 трюка и горящий мост.

-8

Для съемок нужны были игровые лошади, которые обучены выполнять команды каскадеров, но найти их было сложно.

В Подмосковье свирепствовал в то время ящур, часть обученных животных в столице пострадала, многие уже были заняты на съемках эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Эдмонд Кеосаян решил начать работу в студиях «Мосфильма».

За месяц здесь сняли основные сцены: в сельском домике, у колокольни, у бани. Лошадей позже арендовали у московского спортивного общества «Урожай».

В середине июня команда фильма отправилась в «каховскую экспедицию» — в Херсонскую область, где начались натурные съемки.

-9

Всего для картины поставили 43 трюка. Руководили подготовкой профессиональные каскадеры — Петр Тимофеев и Олег Роге. Они же снимались в сложных сценах: прыгали с вагона на вагон во время движения, «падали» с крыши поезда и со скачущих лошадей. Кеосаян решил задействовать не только каскадеров, но и самих артистов, в том числе главных героев. Их научили всему — ездить на лошадях, стрелять и плавать.

Сложности возникли, когда снимали погоню за поездом. Деревянный мост, по которому проезжал состав со «мстителями», по сценарию должен был загореться и обрушиться. Но режиссер опасался, что конструкция сгорит слишком быстро и актеры пострадают. Поэтому Кеосаян решил построить второй мост, поджечь его и проверить, как долго он будет гореть. На съемках всех участников сцены одели в огнеупорные костюмы, а Ивана Каширина, который играл машиниста поезда, подменил сам Эдмонд Кеосаян. Обошлось без жертв.

Но в другой сцене погибла лошадь: каскадер ошибся в трюке с падением животного — «подсечке». А на съемках фрагмента, где Данька останавливает мчащихся коней, травму получил исполнитель роли Виктор Косых.

-10

Все сцены сняли за полгода. Картину смонтировали и озвучили к декабрю 1966-го. 29 декабря Главное управление художественной кинематографии вынесло вердикт:

«По мнению коллегии авторам фильма в целом удалось справиться с задачей. Ключевые эпизоды картины решены динамично, изобретательно, в соответствии с духом избранного авторами жанра.

Образы многих основных персонажей, в первую очередь Яшки, Даньки и Валерки, получились в картине достаточно выразительными и живыми».