Итак, вечером 30 января 1945 года после длительных поисков морских целей и точного расчёта командира подводной лодки «С-13»
Маринеско А.И. в районе маяка Хела (Балтийское море) произошла встреча с крупным лайнером – «Вильгельм Густлоф».
Так же лайнер был самой большой плавучей базой школы подводного плавания, готовившей тысячи подводников для новых лодок. Перед этими лодками Гитлер ставил конкретную задачу — задушить Англию.
Сама атака началась, когда акустик, старшина 2 статьи И.М. Шпанцев уловил шумы винтов и доложил в центральный пост:«Слева 160° - шум лопастей крупного двухвинтового корабля, идущего большим ходом ».
А.И. Маринеско сориентировался мгновенно: оценил обстановку и повернул С-13 на противника, решил атаковать противника из надводного положения и со стороны берега.
Такая атака таит в себе множество опасностей. Кораблям охранения легче прижать к берегу и отрезать все ходы и выходы подводной лодке. Но есть одно решающее в данном случае преимущество - именно по этим самым соображениям удара со стороны берега меньше всего ждут.
Прижимаясь к берегу, С-13 легла на параллельный курс, что и противник, и пошла вдогонку за лайнером. Лодка, в позиционном положении - над водой только рубка-это ещё одно смелое решение командира. При таком манёвре, цистерны главного балласта заполняются, а в носовые дается пузырь воздуха, и горизонтальные рули ставятся как на всплытие. Тогда лодка не зарывается. А на случай непроизвольного погружения командир приказывает задраить нижний рубочный люк.
Если лодка «ныряет» в таком случае смывает только тех, кто на мостике, включая самого командира. При этом лодка полностью сохраняет плавучесть и боеспособность.Во время атаки века, каждые две минуты, брали пеленг, и все же, несмотря на то что лодка шла полным ходом, цель обгоняла и могла уйти.Погоня затянулась, а нужного опережения все не получалось. И тогда командир принимает решение, быть может, еще более рискованное, чем атака со стороны берега, - форсировать двигатели.Сумасшедшая гонка продолжалась еще около часа, и в течение всего этого часа командир не сходил с мостика. В январе на Балтике очень трудно. Погода почти все время штормовая, видимость плохая, волны захлестывают палубу так, что брызги долетают до мостика. За какой-нибудь час обледеневаешь и промерзаешь до костей. Во время атаки видимость была также плохая, временами налетали снежные заряды, и тогда все стоявшие наверху, включая сигнальщиков, переставали что-либо видеть. Но нет худа без добра - на лайнере и на кораблях конвоя идущую полным ходом в крейсерском положении лодку тоже не видели.И вот наконец,- наступил решающий момент. В 23:02 курсовой угол достиг расчетного, лодка легла на боевой курс. Выбрав момент для атаки, лодка произвела залпы.
Все три выпущенные веером торпеды попали в цель. И не просто попали, а поразили самые уязвимые места, разрушив попутно многократно рекламированную в фашистской печати версию о непотопляемой конструкции суперлайнера.
С этой минуты наступил последний и самый опасный этап морского боя, потребовавший от командира выдержки и такого же высокого искусства в управлении кораблем, как преследование и атака.
Когда корабли охранения нащупали все-таки примерное местонахождение лодки, сказались трудные стороны принятого решения, атаковать со стороны берега. На прибрежных глубинах, не превышающих сорока метров, легче обнаружить и обложить, как зверя в лесу, притаившуюся лодку. И вот тут Александр Иванович проявил все свое искусство маневрирования. Это было хождение по краю бездны.В таких условиях- приближаться к дну нельзя - там могут быть донные мины. Держаться близко к поверхности опять-таки нельзя, чтоб не попасть под таран. Оставалось вертеться в тесном водном пространстве, стараясь в меру возможного дезориентировать противника. Для этого, по существу, был только один способ - подставлять его акустическим приборам как можно меньшую, все время изменяющую свое положение площадь и таким образом искажать получаемые приборами сигналы. На лодку в течение четырех часов было сброшено около двухсот сорока бомб, ни одна из них не повредила прочный корпус.
В истории атаки на "Густлова" есть одна малозаметная, но немаловажная подробность. "С-13" стреляла по лайнеру не тремя, а четырьмя торпедами. Четвертая не вышла из торпедного аппарата, вернее сказать - вышла наполовину, не давая возможности захлопнуть крышку, закрывающую аппарат. В таком виде она представляла грозную опасность: достаточно торпеде сдетонировать от взрыва глубинной бомбы, и гибель неизбежна.
Об «атаке века» правдивее всего сказано в представлении на звание Героя Советского Союза, подписанном командиром 1-го Дивизиона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота капитаном I ранга А. Орлом от 20 февраля 1945 года: «...30 января 1945 года, находясь на подходах к Данцигской бухте, командир ПЛ С-13 обнаружил, преследовал и тремя торпедами потопил шедший из Данцига немецкий лайнер «Wilhelm Gustloff». В момент потопления на борту лайнера находилось свыше 8 тысяч человек, из которых 3 700 человек – обученных специалистов-подводников, которые следовали к месту назначения для использования в предстоящих операциях немецкого подводного флота. Спасти удалось только 988 человек. Потоплением лайнера нанесен непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии, так как при потоплении погибло такое количество подводников, которого было бы достаточно для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. Этим ударом С-13 под командованием капитана III ранга Маринеско сорвала планы фашистских захватчиков на море».
У. Черчилль, однажды сказал:
«Единственное, что по-настоящему пугало во время войны – это угроза полной блокады со стороны немецких подводных лодок». «…Англия должна поставить командиру советской подводной лодки золотой памятник…». Вот так высоко был оценен подвиг А.И. Маринеско за рубежом.
По словам Военно-морского Министра Советского Союза адмирала флота СССР Н.Г. Кузнецова «…из всех вооруженных сил Германии лишь один подводный флот до самого конца войны продолжал представлять угрозу, размеры которой нельзя было точно установить».«...потопление «Вильгельма Густлова» явилось значительным событием даже на фоне наших крупных побед в те дни».
Гибель лайнера была величайшей катастрофой, лишившей фюрера Германии и адмирала Деница надежды добиться перелома в войне на море и возможного перемирия. Ушел на дно последний боевой резерв гитлеровского подводного флота, последняя надежда Гитлера и Деница. Когда доложили Гитлеру о потоплении лайнера он сказал: «Это крах Германии!».
Однако вновь вернемся к знаменитому походу Маринеско. На своей лодке «С-13» он потопил ещё один большой транспорт. 9 февраля 1945 года в 23 часа 15 минут С-13 на выходе из Данцигского залива пустила на дно военный транспорт«General fon Shtoiben»
Был нанесён второй удар по военному потенциалу Германии все тем же командиром советской подводной лодки капитаном III ранга А.И. Маринеско!
Р.S. В годы Великой Отечественной войны и войны с Японией боевых успехов добились сто двадцать восемь командиров подводных лодок Военно-морского флота СССР. Если составить их список в зависимости от суммарного тоннажа потопленных каждым кораблей и судов противника, то его откроет Александр Иванович Маринеско: на его счету четыре транспортных судна общей вместимостью 42 557 брутто — регистровых тонн.( 52 884 тонны-В книге Крона)
В 1990 году, после многочисленных представлений и ходатайств Главнокомандующего ВМФ адмирала флота В.Н. Чернавина и ветеранов Военно-морского флота, Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану 3 ранга А.И. Маринеско по-смертно присвоено звание Героя Советского Союза, невзирая на то, что еще в конце 60-х годов было запрещено присвоение этого звания за подвиги в годы Великой Отечественной войны.
На последок несколько слов о подвиге вызывающем такое огромное количество споров!
Нетрудно догадаться, что имя Маринеско достаточно известно и на Западе. В описаниях К. Бекхера, Г. Шена и других германских военных историков покойный Иван Степанович Исаков - Адмирал Флота Советского Союза , прославленный флотоводец и выдающийся ученый отзывался с иронией. «Все они, —позорил Иван Степанович, — на разные лады пытаются принизить значение потопления „Густлова“ и „Штойбена“ для разгрома фашистского рейха, всячески подчеркнуть, что на борту „Густлова“ были гражданские лица и семьи военнослужащих, и при этом умалчивают, почему спаслись от гибели многие бравые вояки, в том числе и авторы воспоминаний».
На Балтике воевало тринадцать подводных лодок тип «С». Уцелела единственная, С-13, своими действиями приблизившая конец войны, командиром которой и был легендарный – подводник от Бога – Александр Иванович Маринеско, навсегда оставшийся в истории побед нашего Военно-морского флота.