Найти в Дзене
GQ – мужской журнал

5 оригинальных киноадаптаций Достоевского

Оглавление

Только самые неожиданные прочтения классика.

Любой нормальный представитель русской культуры проходит этот путь: от неуютного ощущения принуждения в школьные годы, когда родные классики нет-нет и превращаются в крайне изобретательное орудие пытки, до вполне осознанного и крепкого чувства причастности и любви к произведениям, некогда вызывавшим много вопросов. Постепенно открывается вся полнота текстов (и их поразительная современность), а еще тайное знание об устройстве мира, людях и их особенностях.

«Двойник»
«Двойник»

Один из таких героев, конечно, Достоевский. Поклонение таланту Федора Михайловича общепринято среди не только местных, но и зарубежных писателей, драматургов и режиссеров.

Собрали для вас несколько фильмов, которые стоит пересмотреть к двухсотлетнему юбилею писателя.

«Преступление и наказание» (1983)

Дебютная картина финского режиссера Аки Каурисмяки, которая переносит сюжет Достоевского в намного более современную нам обстановку Хельсинки. Главный герой фильма буквально работает со смертью – он один из тех, кто разделывает туши животных на скотобойне. Его окружение далеко от того, как жил Раскольников. Рабочее место постоянно отмывается от крови, а служебная форма бела и накрахмалена. Убийство же старика на почве мести совершается относительно хладнокровно, но дальше начинаются сомнения, паранойя, попытки побега от правосудия и самого себя. Побег же из такого оторванного холодными морями и проливами города, как Хельсинки, уже подобен побегу из мест будущего заключения.

«Преступление и наказание» (1983)
«Преступление и наказание» (1983)

«Настасья» (1994)

Крайне оригинальная адаптация последней части романа «Идиот» от режиссера Анджея Вайды. Князя Мышкина и Настасью Филипповну играет актер японского театра кабуки – Бандо Тамасабуро, который, крайне тонко воплотив главную героиню, долго сомневался на тему того, подходит ли ему роль князя. Сдвоенные герои истории Достоевского поочередно всплывают в воспоминаниях самого Мышкина и Парфена Рогожина, возбужденных гибелью Настасьи. Второе по популярности среди мировых режиссеров произведение (первое, конечно, «Преступление и наказание») Достоевского действительно получает совершенно новую жизнь, одновременно перенося историю и в польский, и в японский контексты.

«Настасья» (1994)
«Настасья» (1994)

«Даун Хаус» (2001)

И как тут не вспомнить про самую разухабистую адаптацию классического романа. Режиссер Роман Качанов, подаривший местному зрителю целый ряд уже классических картин с зарисовками на тему постсоветской России, переработал сюжет и героев так, как, вероятно, мог сделать только носитель языка и культуры. Профессии и увлечения противоборствующих Мышкина (Федор Бондарчук) и Рогожина (Иван Охлобыстин) выбраны актуально даже с поправкой на нынешний, 2021 год. Второстепенные же персонажи достойны самого Федора Михайловича, они все настолько же невероятны, насколько вполне осязаемы и узнаваемы.

«Даун Хаус» (2001)
«Даун Хаус» (2001)

«С тобой, без тебя» (2012)

Продолжая интернациональное шествие русского классика, переносимся в современную Шри-Ланку. Основанная на повести «Кроткая» картина Прасанны Витхэджа рассказывает о последствиях гражданской войны, которая длилась почти тридцать лет и унесла очень много жизней. Кровавые события прошлого не дают героям ощутить радость любви в полной мере, а окружающая красота постоянно смешивается с жуткими воспоминаниями, терроризирующими сознание. Как завещал сам Федор Михайлович, герои вынуждены найти индивидуальный путь к спасению души.

«С тобой, без тебя» (2012)
«С тобой, без тебя» (2012)

«Двойник» (2013)

Британский сценарист и комик Ричард Айоади и адаптация одноименной повести Достоевского. Произведение оказалось идеальной почвой для немного злого и немного неуклюжего юмора, который доступен к производству исключительно британцам. Главный герой Саймон Джеймс (в исполнении Джесси Айзенберга) попадает в крайне щекотливую ситуацию на своем непримечательном рабочем месте – новый сотрудник конторы едва ли отличим от него самого. Но характер – дело другое, двойник куда более уверен в себе, раскрепощен и харизматичен. Постепенно хитрая копия выдавливает Саймона из его же жизни. Модернизированное произведение Достоевского на извечную тему кражи личности.

«Двойник» (2013)
«Двойник» (2013)