Найти в Дзене
ПОХОДНЫЙ ДНЕВНИК

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю. Часть 1

Оглавление

«Важно не то, куда ты попадешь в конце, но какие приключения встретят тебя на этом пути» Пенелопа Райли.

Путешествуй только с теми, кого любишь.
Эрнест Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой

Карта маршрута
Карта маршрута

Когда за окном поздняя осень, а на дворе промозгло, сыро, дождь со снегом или снег с дождем - самое время вспоминать лето и летние походы!

Итак, спустя два года я решила повторить маршрут 2018г., но немного усложнив и увеличив его длительность. Тогда путешествие показалось довольно сложным, но и опыта на тот момент было с «гулькин нос»! Теперь прибавилось уверенности в собственных силах, и было большое желание начать поход также, как в 2018 году в Таштаголе, но логически завершить в Чемале, перемахнув ещё два перевала – Чике-Таман и Ороктойский, которые для меня были «землей неизведанной – terra incognita».

Т.к. поход планировался, как спортивный, с последующим участием в соревнованиях, я составила все необходимые для этого документы и собрала группу из тех, кто имел достаточный опыт подобных велопоходов. Обсудили на берегу все детали заброски, питания, ночевок и прочего, - всех всё устраивало. Здорово! Осталось определиться с датой выезда, но тут ковидный режим попутал мне карты, а потом ещё один из участников вовсе отказался ехать по причине болезни. Но, не смотря на всё, день икс таки наступил, и мы собрались в путь.

День 1. с.Турочак – с.Артыбаш

Расстояние – 71,8 км. Набор высот - 772 м. Сброс высот – 659 м. Высота ночевки-436 м.

-2

Ранняя электричка на 5.11 до Таштагола везёт нашу полусонную команду навстречу приключениям. После продолжительной веселой болтовни, мужики разбрелись немного отдохнуть. Мне же вздремнуть не особо удалось, так как волнение не покидало, и одни и те же мысли вновь и вновь наполняли утомленную голову, и как потом выяснилось, не зря…

В 9.39 электропоезд прибыл на конечную станцию. Погода шепчет! Сейчас бы уже тронутся в путь, но обстоятельства требовали сэкономить день. И потому у нас в планах нарисовалась заброска от Таштагола до Турочака микроавтобусом. Ожидание машины несколько затянулось, т.к. водитель прибыл с опозданием. Погрузились довольно шустро. Велики даже разбирать не пришлось – так все вошли вместе с вело рюкзаками. По пути до Турочака, пришли к мысли, что решение было верное. Уж слишком пыльной была дорога, т.к. автомобили сновали один за другим.

-3

В первом часу дня, наконец, мы прибыли к месту старта в поселке Турочак! (переводится с алтайского как «маленькая избушка, стоянка, домик», «тура» — изба, дом; «чак») Навьючили своих железных коней, закупились вкусняшками, пополнили запас воды и тронулись в путь! Дорога вплоть до Артыбаша асфальтирована, хорошего качества и до развязки на Верх-Бийск совершенно несложная. А потом начинаются периодически небольшие подъемы и спуски, которые мы называем «качелями».

-4

Постепенно долина реки Бии сужается, и дорога прижимается к скальным выступам вдоль правого берега. Виды открываются великолепные! Я начинаю притормаживать то там, то тут, чтобы запечатлеть всю эту красоту! А мужики ворчат на меня, что я так «потрачу всё плёнку»! Шутники))

-5

Вскоре на горизонте вырисовываются вершины гор, которые обрамляют Телецкое озеро. До него остались считанные километры. А пока мы проезжаем живописный посёлок Кебезень, расположившийся по обоим берегам Бии. Здесь дорога описывает полукруг, повторяя крутой поворот русла реки. Красотища!!

-6

Ближе к вечеру, порядком уставшие после долгого переезда, мы добрались до Артыбаша (с алтайского означает – "верхний порог") и в первую очередь отправились на поиски кафе, учитывая пожелания большинства отужинать в комфорте. Пока дожидались своих заказов, я созвонилась с водителем катера, с которым до этого переписывалась из дома, уточняя варианты заброски по озеру до мыса Кырсай. Оттуда нам надо было стартовать по маршруту на следующее утро. Вроде, всё чётко обсудили, я упрочилась в мысли, что завтра нас заберет от турбазы паром, который прибудет к 6.00 часам утра. Можно было расслабиться и наслаждаться видом с террасы кафе на Телецкое озеро (а на алтайском - Алтын-Кёль, «золотое озеро»).

-7

Последняя задача на сегодня – найти стоянку в живописном местечке, где можно было разместить все наши три палатки. Немного покружив в окрестностях Артыбаша вдоль берега, выехали на большую поляну рядом с турбазой «Алтын-Кёль». И тут к своей радости встретили вело-коллегу, который также приехал прокатиться на велосипеде, но лишь на три дня. Посидели, поболтали о своих дневных приключениях, и отправились пораньше спать, так как подъем ожидался очень ранним.

Ночевка в п.Артыбаш на Телецком озере
Ночевка в п.Артыбаш на Телецком озере

День 2. с.Артыбаш – мыс Кырсай – турбаза «Чульча»

Расстояние - 48 км. Набор высот - 308 м. Сброс высот – 254 м. Высота ночевки-483 м.

-9

Прошедшая ночь была не очень спокойной. Сезон в самом разгаре. Автотуристов пруд пруди, и на поляне, где мы расположились тоже полно машин и палаток. Люди приезжают в тихие спокойные места не для того, чтобы наслаждаться этой тишиной и спокойствием, а наоборот – чтобы врубить музыку погромче, напиться покрепче и поорать отбористым матом… Пришлось нам смириться с таким соседством. Утихомирились соседи только после полуночи, а вставать нам надо было уже часа в 4 утра, т.к. надо было успеть на паром, о котором я договорилась накануне вечером. Пока закипала вода в котелке, сбегала пофотографировать рассвет над озером. Небо было чистое и ясное, туман стелился по водной глади ровным покрывалом – всё предвещало теплую, комфортную погоду.

Пристань у турбазы «Горное Озеро»
Пристань у турбазы «Горное Озеро»

Мы завтракаем на скорую руку и едем к месту погрузки на паром рядом с турбазой «Горное озеро». У воды довольно прохладно, и стоять на месте совсем некомфортно – замерзают руки и ноги, но пришлось погрузиться в ожидание, т.к. утром с паромом не оказалось связи… Я долго выясняла, что да как, и в итоге заказанный паром прошел мимо. Паромщик чего-то недопонял в предыдущий день и ждал нас этим утром в другом месте, а, не дождавшись, уплыл…

-11

В общем, стало понятно, что с алтайцами невозможно быть уверенным на 100% в успехе предприятия. Теперь нужно было искать что-то другое, чтобы заброситься по воде на южный берег озера. Первым делом мы вернулись к причалу в Артыбаше, а потом к причалу в Иогаче, чтобы выяснить наличие свободных катеров и цены за перевозку. Хозяева судов просили ни много ни мало – от 5 т.р. и выше. Настроение сильно упало и к тому же дико хотелось спать. Ладно, решили отпустить ситуацию и поехать поесть хорошо в кафе. По пути Михаил сфотографировал пару рекламных щитов с телефонами катеров. Сидя в кафешке, ожидая заказ, я набрала один из номеров – и о, чудо! Как раз неподалеку готовился к отплытию катер, который мог забрать нас вчетвером с великами и просили недорого – 3,5 т.р.

Погрузка на катер
Погрузка на катер

О, как же я не хотела опоздать и упустить эту, внезапно появившуюся возможность, что чувство голода пропало само собой и исчезла вякая сонливость! Говорю мужикам, что надо поторапливаться и прошу их поскорее лопать свой «второй завтрак» - на что, они меня всячески пытались успокоить. Пока грузили наших коней и поклажу, подтягивались другие туристы - 6 человек, которые собирались просто посетит южный берег Телецкого и посмотреть водопады.

Мыс Кырсай (с алтайского – «русло на хребте»)
Мыс Кырсай (с алтайского – «русло на хребте»)

Время в пути по воде составило 2 часа и в полдень мы уже были на мысе. Пока Николай и Михаил наслаждались купанием, я предложила Пете, а он здесь был впервые, прогуляться до противоположного края мыса Кырсай. Вся коса густо завалена топляком – деревьями, поваленными и вынесенными во время паводка. Виды вокруг на все 360 градусов невероятно красивые! Ради них хочется сюда возвращаться снова и снова!

-14

Нам очень повезло с погодой! Мы выехали, когда солнце было в самом зените, но было не жарко, обдувал легкий ветерок и ехалось легко. Дорога от самого мыса грунтовая и очень комфортная. Далее меняется на ухабистую гравийку и всё бы ничего, НО! Наш вело-коллега Михаил, который едет на гравийном велосипеде испытывает трудности. Он периодически отстает, и нам приходится останавливаться и ждать его.

-15

Примерно на полпути у меня случился первый прокол. Решено было подкачать колесо и ехать дальше, так как сильно камера не спускала. Ещё пару остановок совершали для перекуса и купания (а как же летом без этого!) Начало июля – самый сезон, поэтому авто-туристов очень много, а благодаря сухой погоде, дорога чрезвычайно пыльная. Если есть возможность съехать на грунтовые дорожки, мы так и делали.

Дорога по долине Чулышман
Дорога по долине Чулышман

На полпути мы снова остановились подождать Михаила, и тут, вглядываясь вдаль, видим приближающийся грузовик, а в его кузове человека в красной куртке. Коля с сомнением в голосе говорит: «Михаил, что ли??» И действительно, это был наш вело коллега, который надо сказать ехал в кузове не один, а в компании премилой кобылки красивой рыжей масти!! Таким образом, он решил избавить нас от дальнейшего ожидания и добрался до планируемого места стоянки вперёд нас.

Примерно в половине шестого вечера, периодически подкачивая моё колесо, добрались таки до турбазы «Чульча», где мы планировали остаться на две ночевки. После короткого спора, выбрали место под палатки - подальше от автолюбителей.

-17

Прежде чем ужинать, искупались в реке Чулышман. Водица очень бодрая! Я в этот вечер долго не ложилась спать, фотографировала ночное небо.

Турбаза "Чульча"
Турбаза "Чульча"

День 3. Пешая прогулка к водоскату Учар.

Расстояние – 16 км. Набор высоты – 1129 м.

-19

Сегодня у нас запланирован радиальный выход к водоскату Учар, который находится на реке Чульча примерно в 8 км от турбазы на другой стороне Чулышман. Тропа туда ведет непростая и потому на это мероприятие я в планах отвела целый день. Большой Чульчинский водопад (по названию реки), известный также как Учар (южноалтайский топоним), является крупнейшим водопадом в Республике Алтай. Высота падения его каскадов составляет 160 метров. Уступ на реке крутой, но не отвесный, поэтому по формальной классификации Учар называют и водоскатом.

-20

Днём ранее все мы порядком утомились, и потому сегодня позволили себе поваляться подольше. Но и задерживаться не стоило. Ожидался достаточно жаркий день и хорошо бы выйти в радиалку до того, как солнце поднимется высоко.

-21

Примерно в 10 часу переправились на лодке на другой берег, откуда до кордона около полутора км. А далее начинается крутой подъем вверх по левому берегу Чульчи. Тропа не самая простая, местами идет по скальным прижимам и осыпям, то круто набирая высоту, то спускаясь к ручьям.

Тропа до водоската Учар
Тропа до водоската Учар

Николай (самый старший из нас и самый матерый турист) убежал вперёд. Тропа была ему хорошо знакома, так как он уже ходил по ней ранее. Для Пети и Миши это была достаточно сложная прогулка из-за отсутствия опыта пеших походов. Я парней сопровождала, ждала их, подзадоривала и слегка «подпинывала», чтобы сильно не засиживались.

Ближе к полудню солнце начало нещадно палить, так что шли с остановками от тенька в тенёк. А спускаясь к ручьям, не хотелось от них уходить. На полпути тропа огибает скальный прижим, где я 2 года назад натерпелась страху, а теперь препятствие казалось элементарным, а на подъеме от него взору открывается вид на сам водоскат. Зрелище потрясающее!! Русло реки будто переваливает гору и скатывается по огромным валунам, клокоча и пенясь, создавая фонтаны брызг во все стороны!!

Водоскат Учар
Водоскат Учар

Добравшись наконец до цели, встретили на тропе Николая. Он давно уже тут находился, заскучал и пошел встречать нас. Вместе мы ещё провели около получаса, делясь впечатлениями, фотографируясь и купаясь в бодрящей водичке.

-24

Дорога туда и обратно заняла примерно 5 часов. На обратном пути я оставила парней и пошла вперед. Надо было вернуться пораньше, чтобы приготовить ужин и до темноты успеть заменить камеру на заднем колесе и заклеить прокол. Я так мечтала снова увидеть Учар, пройти эту тропу! Стопы гудели, руки и лицо слегка обгорели, но это всё компенсировалось удовольствием и огромным удовлетворением от совершенной прогулки!

Продолжение здесь