Найти тему
Загадки Сибири

Когда наибольшей опасности подверглась знаменитая Кругобайкальская железная дорога

Привет, друзья!

Из этого текста вы узнаете, что, этот памятник транспортной инфраструктуры и инженерной мысли мог быть разрушен еще почти в самом начале своего существования.

Станция Байкал в нынешнем состоянии и сто лет назад после взрыва (коллаж автора публикации)
Станция Байкал в нынешнем состоянии и сто лет назад после взрыва (коллаж автора публикации)

А именно – во время Гражданской войны, когда красные отряды были вынуждены стремительно отступить из Иркутска под натиском белогвардейских войск.

11 июля 1918 года красноармейцы отошли из Иркутска. Часть из них двигались по железной дороге в сторону станции Байкал.

Эта станция находится на берегу Сибирского моря у истока реки Ангары. С нее, собственно, и начинается кругобайкальский участок Транссиба.

Станция Байкал сегодня (фото автора публикации)
Станция Байкал сегодня (фото автора публикации)

…КБЖД принято называть участок ж/д магистрали, который был проложен вдоль берега Байкала. Он начинался на станции Байкал и заканчивался на станции Мысовая.

На момент начала Гражданской войны в составе этой дороги действовало 39 тоннелей, 18 галерей, 248 мостов и виадуков и 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД была (и остается в настоящее время) одной из первых в мире.

Отряд красных, оказавшийся на станции Байкал, насчитывал более полутысячи бойцов и располагал двумя бронепоездами с 12 пулеметами.

Станция Байкал сегодня (фото автора публикации)
Станция Байкал сегодня (фото автора публикации)

Кроме того, отступающие имели в своем составе подрывной поезд с 4 тоннами динамита, который, должен был уничтожать тоннели и мосты Кругобайкальской железной дороги по мере отхода красноармейцев.

Катастрофа для транспортной системы страны при таком отступлении могла быть колоссальной. Только в результате разрушения одного Киркидайского тоннеля №39, который был взорван красноармейцами 23 июля, движение на Транссибе прекратилось на 20 суток.

Если бы были разрушены еще несколько ключевых объектов на КБЖД, Россия, как минимум, на несколько месяцев оказалась бы разорвана на две половинки.

Киркидайский тоннель после взрыва 23 июля 1918 г. на 160-м км КБЖД
Киркидайский тоннель после взрыва 23 июля 1918 г. на 160-м км КБЖД

Тем не менее большевики внутренне были готовы к такому развитию событий. Так еще 7 апреля 1918 года Владимир Ленин провозглашал, обращаясь к восточносибирским красноармейцам:

"Готовьте подрыв и взрыв рельсов, увод вагонов и локомотивов, готовьте минные заграждения около Иркутска и в Забайкалье".

Белым было важно не допустить отхода красных по железной дороге вдоль Байкала. Но и они в тот момент не особо заботились о перспективах транспортной системы страны.

Станция Байкал после боя 16 июля 1918 г.
Станция Байкал после боя 16 июля 1918 г.

Просто преследование отступавших по КБЖД сулило большие потери для самих белых, поскольку каждый тоннель или мост мог оказаться удобным местом для засады красных.

Поэтому они решили сыграть на опережение. В ночь на 16 июля отряд белогвардейцев численностью около 200 человек атаковал станцию Байкал со стороны Иркутска.

Одновременно еще один отряд совершил обход станции и вышел на железную дорогу на 500 метров восточнее. Они разобрали рельсы и отрезали отступающим дальнейший путь.

Станция Байкал после боя 16 июля 1918 г.
Станция Байкал после боя 16 июля 1918 г.

Атаковавших станцию было в 2,5 раза меньше, чем ее защитников. Поэтому белым пришлось прибегнуть к хитрости.

Им удалось выяснить, в каком из вагонов у красных находился запас взрывчатки. И во время нападения они целенаправленно обстреливали и закидывали гранатами подрывной поезд.

В результате динамит сдетонировал, и на станции Байкал произошел сильнейший взрыв. Он нанес красным значительные потери и деморализовал их.

Похороны погибших в результате боя и взрыва на станции Байкал 16 июля 1918 г.
Похороны погибших в результате боя и взрыва на станции Байкал 16 июля 1918 г.

В итоге они были вынуждены отступить со станции на ледоколе «Байкал» и отказавшись от первоначального плана отхода вдоль КБЖД.

Таким образом белогвардейцы спасли кругобайкальский участок Транссиба от неминуемого разрушения. Правда, сделали они это не из «любви к прекрасному», а исходя из своей военной выгоды.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.