Найти в Дзене
частные суждения

Секреты «Войны миров» Уэллса

«…через бездну пространства на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа с высокоразвитым, холодным, бесчувственным интеллектом, превосходящие нас настолько, насколько мы превосходим вымерших животных, и медленно, но верно вырабатывали свои враждебные нам планы». (с) Герберт Уэллс, «Война миров» Почему-то за целый век с лишним после издания этого эпохального романа никто не обратил внимание на явное логическое противоречие, которое содержится уже во введении к нему. А конкретно — в процитированной фразе. Марсиане охарактеризованы как холодные и бесчувственные, живущие одним лишь интеллектом. Следовательно, их мотивы должны быть чисто рациональными. Между тем буквально двумя словами ранее сказано, что они смотрели на Землю глазами, «полными зависти». С каких это пор зависть перестала быть чувством? И если марсиане затеяли вторжение, повинуясь этому чувству, куда же подевался их холодный интеллект? Начать вторжение с десанта — не лучшая идея. Особенно это должно было быть оче

«…через бездну пространства на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа с высокоразвитым, холодным, бесчувственным интеллектом, превосходящие нас настолько, насколько мы превосходим вымерших животных, и медленно, но верно вырабатывали свои враждебные нам планы».

(с) Герберт Уэллс, «Война миров»

Марсианский треножник, современный арт.
Марсианский треножник, современный арт.

Почему-то за целый век с лишним после издания этого эпохального романа никто не обратил внимание на явное логическое противоречие, которое содержится уже во введении к нему. А конкретно — в процитированной фразе. Марсиане охарактеризованы как холодные и бесчувственные, живущие одним лишь интеллектом. Следовательно, их мотивы должны быть чисто рациональными. Между тем буквально двумя словами ранее сказано, что они смотрели на Землю глазами, «полными зависти». С каких это пор зависть перестала быть чувством? И если марсиане затеяли вторжение, повинуясь этому чувству, куда же подевался их холодный интеллект?

Иллюстрация к роману.
Иллюстрация к роману.

Начать вторжение с десанта — не лучшая идея. Особенно это должно было быть очевидно англичанам викторианской эпохи, с их лучшим в мире флотом и огромным опытом десантных операций. Сперва берег нужно обстрелять главным калибром, подавив на нём всякое сопротивление, и только после этого можно будет отправлять на захват вражеской территории бравых морпехов. В современном тексте «Война миров-2» марсиане повторное вторжение именно так и осуществляли. Сперва крупные города, порты и транспортные узлы землян обратили в руины обстрелом мега-снарядами из той самой марсианской пушки, и только после этого пришла вторая волна десанта.

Как только эти треножники не изображали.
Как только эти треножники не изображали.

Кроме того, десанту логичнее захватить территорию, на которую можно базироваться и которую легко оборонять. И на которой нет (или очень мало) аборигенов. Лишь получив операционную базу можно начинать наступление на районы с большим населением и высокой концентрацией вражеской живой силы. Которую также сперва лучше бы проредить, тем более что у уэллсовских марсиан для этого имелось мощное ОВ. Но почему-то они не послали из недосягаемой дали снаряды ни со взрывчаткой, ни с газом, предпочтя высаживаться лично. Не слишком похоже на реализацию многовековых планов, порождённых холодным рассудком, не так ли?

Марсиане в Лондоне. Иллюстрация из советского 15-томника Уэллса 1964 года.
Марсиане в Лондоне. Иллюстрация из советского 15-томника Уэллса 1964 года.

Если марсианский десант из романа Уэллса сравнивать с аналогами из реальной истории, то он больше всего похож на японские «банзай-атаки» в конце войны. Без артиллерийской поддержки, гнать живую силу на убой… впрочем, марсиан вроде бы никто не гнал, они сами бесстрашно шли на хрупких треножниках под убийственным огнём человеческих гаубиц. Что им мешало сперва прилететь на пустынный остров, наладить там производство авиации (она у них была, о чём в романе прямо сказано) и начать планомерное наступление? Нетерпение сердца, иное объяснение найти сложно.

Поединок марсианина с «Сыном грома».
Поединок марсианина с «Сыном грома».

Допустим, марсиане, живущие на умирающей холодной планете, в самом деле смертельно завидовали землянам. И их высадка была порождена стремлением покарать аборигенов, смеющих процветать и развиваться в то время как древняя великая марсианская цивилизация медленно гибнет. Очертя голову, они бросились через бездны пространства, чтобы ритуальными древними лучевыми генераторами, на дедовских рыцарских самоходных доспехах в виде треножников, убивать-убивать-убивать людишек. Но что-то пошло не так, причём ещё до вымирания марсиан от… кстати, а от чего они вымерли на Земле?

Красная трава.
Красная трава.

О том, что земная биосфера для них заведомо чужда и враждебна, марсиане отлично знали. Иначе не стали бы брать с собой семена красной травы, которая разрослась на оккупированных территориях. Но всё-таки умудрились заразиться от людей чем-то, от чего лекарства найти не успели. Как это произошло? Должно быть, во время питания человеческой кровью. Почему-то никто из читателей не обратил внимания на медицинский факт — переливание крови от существа другого вида, даже живущего на той же планете, заведомо приведёт к смерти пациента.

Десантник лезет из фонтана... то бишь цилиндра.
Десантник лезет из фонтана... то бишь цилиндра.

Ещё страннее, что люди впоследствии нашли у марсиан останки двуногих существ, похожих на людей, которых марсиане якобы использовали для питания во время полёта. Этот полёт занимал месяцы, просто прикиньте, сколько еды на всё это время потребовалось бы каждому марсианскому десантнику. И потом, неужто эти супер-развитые существа не научились кровь консервировать и хранить длительное время? Очевидно, марсианские «мартышки» были нужны им вовсе не в качестве еды. Но тогда для чего?

Марсианин Уэллса в представлении современного иллюстратора.
Марсианин Уэллса в представлении современного иллюстратора.

Ответ дан в самом романе, просто в пуританской Британии прямо написать об этом было невозможно. Вспомните, как несчастный пастор, прятавшийся в руинах вместе с главным героем, сошёл с ума. Он что, никогда не соборовал умирающих прихожан? Этого попросту не могло быть. Любой взрослый человек XIX века, тем более священник, мог видеть вблизи смерти людей, их мучения и отчаяние. Но что-то в действиях марсиан сломило психику сельского священника. И это что-то не было обескровливанием несчастных жертв. К слову, если специально не резать человека по-живому, а воткнуть в вену иглу и дать крови вытечь, он особо и мучиться-то не будет, а просто уснёт мёртвым сном.

Самая приличная из подходящих иллюстраций.
Самая приличная из подходящих иллюстраций.

Между тем в тексте люди, оказавшиеся в марсианских тентаклях, отчаянно кричали, а сами марсиане при этом «довольно ухали». Проще говоря, марсиане делали с людьми (мужчинами и женщинами) именно то, чем занимаются в современном хентае подобные монстры. Для этого же им были нужны свои, марсианские двуногие существа. Ими во время полёта экипажи цилиндром пользовались, но не как едой. А на Земле перед ними оказалось огромное количество аппетитных двуногих всех видов и расцветок. Неудивительно, что у десантников снесло крышу. Какое-то время они ещё воевали, но после первичной очистки Англии от опасных аборигенов с пушками им ничего не оставалось, кроме как морально разлагаться. После чего земные бактерии, которых они не могли не набраться в процессе, превратили разложение моральное в физическое.