Смерть в Советском Союзе многолетнего руководителя страны И.В. Сталина вызвала большую и сильную скорбь у большинства советских людей. Хроника тех лет, воспоминания современников показывали искреннюю боль от еутраты. Философская рефлексия, не всегда положительная к умершему, появилась гораздо позже.
Среди бывших соратников и помощников его гибель вождя вызвала неоднозначную реакцию – от глубокой скорби (В.М. Молотов), до открытой радости (Л.П.Берия). но вообще было характерно спокойствие и спокойный отклик на события. Представители советского политического Олимпа, пройдя сталинскую школу управления, научились сдерживать эмоции. Благо, смерть – смертью, а живым приходилось жить текущими проблемами.
Среди них для чиновников ведущее место занимала политическая борьба, от которой зависела карьера, а зачастую жизнь. Ведь хотя при Н.С. Хрущеве расстреливали уже гораздо меньше, но все-таки расстреливали, особенно в первое время (в основном в 1953 – 1955 годы).
И.В. Сталин в последние годы своей жизни проводил очередную ротацию среди руководства страной. На XIX съезде КПСС в президиум (политбюро) партии были широко введены новые представители номенклатуры. Среди них П.К. Пономаренко, Н.Н. Шаталин, С.Д. Игнатьев, Л.И. Брежнев и д. Всего президиум КПСС был расширен до 25 членов и 11 кандидатов вместо соответственно 11 и 4.
Современные ученые считают, что такой многочисленный орган был малоработоспособен и И.В. Сталин создал его большим специально для последующей «усушки». Благо он сам показал первые жертвы – В.М. Молотов, А.И. Микоян, К.Е. Ворошилов. Кроме того, на острие ножа ходили Л.П. Берия и Г.М. Маленков. И это только те, кого современная наука знает! Им на смену должны были придти новые руководители, подобранные И.В. Сталиным.
Но вождь умер. И еще когда он был болен с неизвестным итогом, 2 марта в Кремле собрались 8 из 10 членов политбюро (одиннадцатый был сам И.В. Сталин). Не собиравшиеся даже возражать здоровому вождю, они попытались спасти свою карьеру (а может и жизнь) при больном.
В Кремле и при дежурстве у постели больного велись непрерывные беседы о будущем и разрабатывали планы административной реформы. Однако, все это можно было производить только при одном факторе – смерти И.В. Сталина.
А в этом отношении членам политбюро в первые дни ничего хорошего не грозило. Хозяин чувствовал себя относительно неплохо (для инсультника), периодически приходил в сознание и даже жестами угрожал присутствующим.
Впрочем, затем ему становилось все хуже, а прогнозы врачей были все пессимистичней. И прежние соратники расхрабрились. 4 марта, наконец, было опубликовано правительственное сообщение, в котором впервые сообщено о болезни вождя.
5 марта было собрано впервые без И.В. Сталина совместное заседание пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР. По одним данным, от каждого из органов присутствовало большинство членов, по другим – под пышной шапкой шло заседание того же политбюро.
Поскольку ключевые позиции в нем занимал дуумвират Г.М. Маленкова и Л.П. Берия, то соответственно они и выиграли больше всех.
По результатам этого совещания был принят прелюбопытный документ.
- Первым пунктом постановляющей части обозначалось: назначить председателем Совмина СССР Маленкова Г.М. первыми заместителями Л.П. Берия, В.М. Молотова, Н.А. Булганина, Л.М. Кагановича.
Такая очередность не случайна, а определена позицией политиков в институтах власти. Не зря в этом же документе ниже Л.П. Берия назначался главой объединенного МВД, В.М.Молотов – министерства иностранных дел, а Н.А. Булганина – военным министром.
- Еще одно назначение можно считать первостепенным – К.Е. Ворошилов был назначен председателем президиума верховного совета СССР.
- Один лишь Н.С. Хрущев внешне приподнялся скромнее. Цитируя тот же документ «признать необходимым, чтобы… он… сосредоточился на работе в ЦК КПСС [секретарем ЦК]». Впрочем, усилиями Н.С. Хрущева это малозначащая должность стала всесильной.
И как итог, президиум ЦК КПСС был создан из десяти членов старого политбюро. Точнее, в первоначальном варианте из одиннадцати, но потом из него исключили умершего И.В. Сталина. И 4 кандидатов.
Следовательно, старые руководители не только восстановили свои позиции, но и значительно их укрепили.
И сразу возникает вопрос – а за счет кого? Ведь подъем победителей обязательно идет за счет спад побежденных. И если за счет полномочий покойного И.В. Сталина всеми воспринималось довольно спокойно, то развал карьеры новых представителей номенклатуры виделся ими трагически, на разрыв. Да и то – В.М. Андрианов, П.К. Пономаренко, В.В. Кузнецов и иже с ними. Кто их сейчас знает?
Если рассмотреть самого известного из побежденных, сумевшего восстановиться позже при помощи Н.С. Хрущева – Л.И.Брежнева, то тот, поднятый в 1952 году И.В.Сталиным до члена президиума ЦК КПСС и до секретаря ЦК КПСС, в марте 1953 года всего этого лишился, «в связи с переходом его на работу начальником политуправления военно-морского министерства». Но и там он не удержался, поскольку министр – адмирал Н.Г. Кузнецов очень не любил таких «сухопутных моряков». За считанное количество дней Л.И. Брежнев превратился из одного из всесильных чиновников в безработное ничто.
Фактически в марте 1953 года на фоне смерти И.В. Сталина и искренней скорби простых советских людей, старые соратники вождя сумели совершить довольно элегантный переворот, вновь встав всесильными чиновниками.
Планы И.В. Сталина выбить их с советского политического Олимпа оказались на этот раз нереализованными. Сталинское политбюро начнет распадаться чуть позже.