На решение проблем внутриполитического развития огромное влияние оказывал кризис советской экономике, очертания которого были очевидны в конце войны. В 1945 году СССР представлял собой победоносную, но разрушенную державу. За годы войны военные действия прошли на значительной территории Европейской части страны, на которой до войны проживало 88 млн. человек, выплавлялось 68 % чугуна, 58 % стали, добывалось 63 % угля. На этой территории в годы 1 – 2 пятилеток развернулись крупнейшие стройки 1930-х гг.: были воздвигнуты Днепрогэс, многочисленные крупные промышленные предприятия Киева, Харькова, Сталинграда, Запорожья, Ростова-на-Дону и т.д.
На первом этапе войны, в период отступления, здесь было эвакуировано оборудование около 1,5 тыс. крупных предприятий. Но они составляли только часть существовавшего комплекса промышленных предприятий. К тому же, невозможно было вывести сами здания, домны, шахты, плотины, железные дороги. Все это сильно пострадало. Созданная еще в 1942 году Чрезвычайная Государственная Комиссия в сентябре 1945 года опубликовала данные материального ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками. Многие промышленные центры, в том числе такие крупные как Минск, Харьков, Воронеж, Сталинград, Севастополь, Орел были почти полностью разрушены. Их восстановление было настолько сложным, что, например, после войны был выдвинут проект строительства Сталинграда в другом месте. Практически все промышленные предприятия на временно оккупированной территории были разрушены, а их оборудование либо уничтожено, либо вывезено из Советского Союза. Политика «выжженной земли» проводилась гитлеровцами в широких масштабах: взрывались телеграфные столбы, специальные поезда корежили рельсы, разрушали шпалы, в ряде мест немцы смогли разрушить даже насыпи. Все крупные, большинство средних и мелких мостов были разрушены.
Инфраструктура промышленного производства была нарушена так сильно, что зачастую шло не о восстановлении, а он строительстве новых предприятий на месте разрушенных.
Серьезно пострадала «всесоюзная кочегарка» - Донбасс. Немецко-фашистские войска, уходя с его территории, сделали все, чтобы шахта не работали долгие годы. Восстановление Донбасса в 1944-1945 гг. шло медленно, несмотря на его значение. Не хватало людей, ресурсов, оборудования.
Отступление Красной Армии в 1942 году привело к приближению фашистов к нефтяным районам Кавказа. Часть вышек и оборудования удалось эвакуировать, часть уничтожили немцы. Производство нефти к концу войны было значительно ниже уровня 1940 года.
Но только этим убытки нашей страны не ограничивались. Военные неудачи, огромные потери военной техники привели к крайней милитаризации экономики. Практически все предприятия работали на фронт. Мобилизация ресурсов привела к тому, что, несмотря на сокращение к 1945 году выплавки стали на одну треть, а чугуна более чем в полтора раза по сравнению с 1940 годом, производство промышленной продукции в 1944 году было на 4% больше, чем в 1940 году.
Однако милитаризация промышленности привела к большим потерям при перестройке промышленности после войны. В 1945 году уровень производства упал до 92 % по сравнению с 1940 годом, а в 1946 году – до 77 %.
Превышение в 1944 году уровня промышленного производства 1940 года произошло в первую очередь за счет развития военных отраслей машиностроения и химической промышленности. Традиционные отрасли – металлургия, топливная промышленность, производство электроэнергии так и не достигли уровня 1940 года, хотя по многим показателям и заметно приблизились к ней. Особенно в трудном положении оказалась легкая и пищевая промышленность, восстановлению которых уделялось минимальное внимание. Производство тканей к концу войны было менее 50 % уровня 1940 года, а сахара – 20 %.
Не менее трудным было положение деревни. Сельское хозяйство и в довоенные годы испытывало значительные проблемы. Колхозная система, позволившая более эффективно выкачивать из деревни ресурсы, привела к спаду в ряде отраслей. Особенно трудным было положение в сфере животноводства. Массовый забой скота в годы коллективизации и медленные темпы восстановления привели к тому, что в 1940 году поголовье крупного рогатого скота и овец было ниже, чем в 1913 году.
В годы войны деревня понесла огромный ущерб. На временно оккупированной территории до войны производилось более половины сельскохозяйственной продукции. Украина и Северный Кавказ были житницей Советского Союза, их оккупация нанесла сильнейший удар по снабжению продовольствием армии и городов. В ходе войны даже воинские части, находившиеся на фронте, были на грани голода. Зимой 1942/43 гг. для того, чтобы снабжать фронт пришлось организовать уборку оставшегося неубранным хлеба из под снега в районах ЦЧР и Северного Кавказа воинскими подразделениями. Не лучше положение было и в конце войны. Например, на первом Белорусском фронте, находившемся на главном, берлинском направлении из-за недостатка мяса пришлось ввести второй вегетарианский день в неделю.
Освобождение временнооккупированных территорий принесло новые проблемы. Военные действия, грабеж немецкими войсками сельской местности привели к необходимости восстановления сельского хозяйства. Деревня серьезно пострадала.
Помощь освобожденным районам началась уже во время войны. Колхозы и совхозы неоккупированной зоны отправили им сотни тысяч голов скота и единиц техники, семена и т.д. Но положение все равно оставалось сложным. Потери были такими большими, что помощь неоккупированных территорий, тоже находившихся в сложном положении, не могла переломить ситуации.
Большие проблемы представляли из себя посевные площади. Выведенные из культурного оборота на Украине и в Белоруссии на 2-4 года колхозные поля покрылись сорняками, начали зарастать деревьями и кустарниками. Прокатившиеся военные действия оставили после себя поврежденную технику, боеприпасы, минные поля, большое количество укреплений. Только советские войска за первые два года войны вырыли около 100 тыс. км траншей и окопов, 10 тыс. км противотанковых рвов. Объем земляных работ составил 223 млн. куб. земли. Все это предстояло зарыть обратно. Эти последствия войны затрудняли развитие сельского хозяйство и были окончательно ликвидированы только к началу 1960-х гг.
Помимо прямого ущерба необходимо отметить, что значительное количество техники, лошадей были мобилизованы в армию. Сельскохозяйственная техника практически не производилась. Крупнейшие заводы – Сталинградский, Харьковский тракторные, Ростовский завод сельскохозяйственных машин были разрушены. Поэтому к концу войны из 327 тыс. тракторов 7 марок, оставшихся в сельском хозяйстве, современным требованиям не отвечал ни один, а 70% из них работало более 8 лет и было крайне изношено.
Первые послевоенные посевные и уборочные кампании, особенно на временнооккупированной территории, были очень трудными. Землю пахали на коровах, десятки тысяч гектаров были вскопаны вручную. Площадь обрабатываемых земель сократилась с 118 млн. га до 84 млн. га, а производство сельскохозяйственной продукции в 1945 году составило 60 % от уровня 1940 года. При этом производство на бывших оккупированных территориях едва перевалило 50 % барьер от уровня 1940 года. Сельское хозяйство к окончанию Великой Отечественной войны переживало тяжелейший кризис. Особенно сложным было положение в сфере растениеводства. Производства важнейших видов продукции этой отрасли было ниже 50 % довоенного уровня.
Животноводство удавалось уже в ходе войны восстанавливать быстрее, особенно поголовье крупного рогатого скота. Но продуктивность оставалась низкой. Хотя к концу войны по средним удоям молока от одной коровы почти удалось достигнуть довоенного уровня, но и в этом случае он составлял 1143 кг молока в год.
Положение осложнялось нехваткой рабочих рук. Советский Союз потерял за годы войны около 27 млн. человек. В это число не вошли советское военнопленные, которые после освобождения в большинстве были отправлены в ГУЛАГ. Так, из 2272 тыс. человек бывших пленных на 1945 год только 15 – 20% были отпущены домой, около 30 – 40% умерло, было расстреляно, осуждено на большие сроки заключения, 15 – 20% получило по 5 – 10 лет лагерей, что фактически означало пожизненное заключение, поскольку после окончания срока заключения автоматически шло продление срока заключения. Около 25% было отправлено в отдаленные районы Сибири и Крайнего Севера.
Кроме того, на протяжении всей войны в ГУЛАГе находилось несколько миллионов человек трудоспособного возраста.
Наибольший ущерб от такой практики понесло сельское хозяйство. За 1941 – 1945 гг. население колхозов сократилось с 75,8 млн. человек до 64,4 млн. человек, а трудоспособное с 35,4 млн. человек до 23,9 млн. человек.
Демобилизация вернула деревне несколько миллионов человек, однако, уже в конце 1940-х гг. численность трудоспособного населения вновь стала сокращаться.
Вследствие войны была расстроена финансовая система. Хотя официальная литература 1950-1970-х гг. сообщала о ликвидации бюджетного дефицита начиная с 1944 года, но достигнуто это было большой ценой. Эмиссия за годы войны достигла около 60 млрд. руб., денежная масса за годы войны увеличилась в 3, 8 раза. Производство продукции, способной обеспечить денежную массу, наоборот, резко уменьшилось. Жесткая сталинская система в какой-то мере оказалась способной удержать инфляцию, но жизнь населения из-за появления непокрытых товаром денег резко упала. Серьезные затруднения испытывал и финансовый механизм страны.
В целом прямые и косвенные потери за годы войны составили 2 трлн. 569 млрд. руб. Восстановление советской экономики по своим масштабам не уступало темпам первых пятилеток, а в чем-то и превосходило их.