Сейчас скажу страшное: мы не прячем от сына книги! Почему? Во-первых, я помню, как сама в детстве тайком таскала «взрослые» книги из родительского книжного шкафа. Конечно, это целое приключение, но мне до сих пор стыдно за обман. Так что для себя я решила, что не обязательно создавать условия для совершения неблаговидных поступков. Пусть даже они и совершаются ради чтения. Во-вторых, если книга прочитана тайком, нет возможности обсудить её. С кем? Одноклассники не читали. Родителям признаться? Ой, не знаю, в детстве мне хватило соображения понять, что никто со мной ничего, кроме моего поведения, обсуждать не будет. Есть ещё и «в-третьих», и «в-четвёртых», потому что решение открыть доступ ко всей домашней библиотеке принимали долго и рассматривали вопрос со всех сторон. Но я лучше расскажу о том, к чему нас это привело. Может, вы тоже захотите повторить эксперимент и посмотреть, что получится у вас?
Итак, что у нас есть? Книжные магазины и любимая библиотека (дома сын сам берёт то, что ему нравится). Книги выбираем так: треть – я (чтобы был сюрприз), треть – сын, и треть – вместе. Ориентируемся на личный интерес, а не на возрастную маркировку. Методом проб и ошибок сын выяснил, что за скучной обложкой и непривлекательным названием может скрываться отличная история (и, соответственно, не всё, что выглядит волшебно, таковым окажется). Подобрел к книжкам и стал давать им второй шанс: если книга «не пошла» с первого раза, он её откладывает, а через некоторое время возвращается. И, бывает, радостно кричит: А книжка-то, оказывается, интересная!
Дитё очень любит читать. И говорить о книгах тоже любит. Тут, правда, нужно уточнить: мы не рассматриваем книги с позиции «чему учит книга» и «что хотел сказать автор». В самом начале говорили только о том, понравилась ли книга. Постепенно он сам стал уточнять, что именно понравилось или не понравилось. Ещё позже появились попытки объяснить, почему. И – применять эти выводы для поиска аналогичных книг (или для избегания их, если речь о негативном опыте). Но, опять же, я в лучшем случае просто задавала наводящие вопросы и не настаивала на ответе. А вот о чём мы непременно говорили, так это о связи книг с нашей жизнью. Конечно, начинали с самого простого, что-то вроде: а сейчас мы будем есть завтрак хоббитов! Или так: Как думаешь, дерево, на котором муми-папа спасался от потопа, было таким же огромным, как этот дуб, или ещё больше? Сейчас сын сам проводит параллели между книжным миром и реальным окружением.
Читает сын всё подряд, и в какой-то момент у него появилось разделение на «книжки на один раз» и «книги, которые хочется перечитывать». И, кстати, в конце концов он понял сам, что есть детские книги и книги для взрослых. Это была забавная история, и я вам её расскажу.
Случилось так, что я увлеклась историей Ричарда III. Начала с Шекспира и книги Джозефины Тэй «Дочь времени», потом добралась до Вадима Устинова и Елены Браун. Про «Ричарда III» Шекспира, думаю, говорить не нужно, а про остальные немного уточню. «Дочь времени» – детектив, в котором заскучавший на больничной койке товарищ проводит по книгам историческое расследование, чтобы понять, был ли Ричард таким чудовищем, как его обычно изображают, книги Вадима Устинова и Елены Браун – биографии Ричарда III, с обилием ссылок на исторические документы и подробным описанием повседневной жизни европейского средневековья.
Ещё на этапе Шекспира сын спросил, что я читаю. Первым порывом было сказать, что книга взрослая, и дети в ней ничего не поймут. Но это как-то грустно, верно? Человек предлагает поговорить о книгах, а ему – от ворот поворот? И я коротенько рассказала, о чём книга. И когда она написана. В итоге семилетний человек вместе со мной разглядел в образе Ричарда-уродца черты подменыша, знакомого нам по мифам и сказкам, и сказочные элементы в самой истории: обманом добытая любовь, пророчества и проклятия, явления духов и «жили они долго и счастливо» для положительных героев в финале.
В том же ключе мы обсуждали остальные книги. «Дочь времени» – с точки зрения детектива, ведущего расследование: оказывается, не всё, что написано в одной книге, обязательно будет правдой, чтобы добраться до истины, нужно изучить разные точки зрения и попытаться понять, почему про одно и то же событие в разное время разные люди (а иногда – один и тот же человек) пишут по-разному. Книги Вадима Устинова и Елены Браун помогли точнее понять причины этих расхождений в исторических источниках и определиться, которая из версий лично нам кажется логичнее. Сын вдохновился рассказом о книге «Дочь времени» и уволок её в свой уголок. Хотя я предупредила, что, скорее всего, будет непонятно, а поэтому, наверное, скучно. Через полчаса принёс обратно, поставил на полочку и вздохнул: Да, пожалуй, рановато ещё, потом почитаю.
Но на интересе к «взрослым» книгам это не сказалось. Мы всё подробнее обсуждаем то, что каждый из нас читает. Иногда я предлагаю: почитай эту книгу, вдруг понравится? Иногда сын агитирует: мама, тебе обязательно нужно прочитать эту книгу! И в процессе делимся впечатлениями. Сегодня, например, сын, читающий детский детектив про Энолу Холмс, порадовал: Знаешь, мам, кажется, Терри Пратчетт свой Анк-Морпорк с Лондона XIX века писал, очень уж много совпадений! И мы дружно принялись вспоминать, где ещё встречали похожие города. Так смеялись, что до сих пор улыбаюсь.