Я, наверно, не открою Америки, если скажу: большинству причастных, взрослых и маленьких, заниматься в своей квартире проблематично. Впрочем... кому-то, безусловно, везёт - но везёт явному меньшинству; прочим же, претендующим на уровень и нагрузки, пахать дома противопоказано. Это может выглядеть исключительно вдохновенно и эстетично, но - согласитесь - это же элементарно громко и долго.
Я искренне верила в то, что московские соседи спокойно и уважительно примут наши с наследниками-ДМШовцами экзерсисы. Собственно - и принимали, вполне принимали... пока не подоспел всеобщий дистант, пока граждане не осели круглосуточно по квартирам и не озлобились до предела. ТАК я впервые примерила на свою семью разговоры о ювенильной юстиции.
Оскорбилась. Задумалась. Выразила сожаление, ругаться не захотела.
В те жёсткие времена, когда училища и школы были (уже повторно) наглухо перекрыты, - выручали только коммерческие репетитории. Нам с детьми это мероприятие влетало в копеечку, но мы организовывались и ехали, худо-бедно "добывая" себе некие условия для занятий.
Гипотетическая недоступность учебных корпусов - главный из нынешних моих страхов. Пока всё открыто - раздолье: подбирайте время, заезжайте, занимайте класс, трудитесь. Что и делаем! Дома - лишь в крайнем случае, очень непротяжённо. И дело не только в том, что я по жизни привыкла уступать... (Уступать слабым. Точнее сказать - сравнительно более слабым.)
Сколько ни воюй за место под солнцем, допустимые часы "домашнего музицирования" - всё равно слёзы, при нескольких-то регулярно играющих в семье.
Касательно уступок, здесь наложили свою неизбежную печать 11 общежитских лет - "Мерзляковка", консерватория, аспирантура. 11 лет возможной притирки и пресловутых компромиссов со случайными соседями - тех компромиссов, что не были мне интересны. Не претендуя на часы-минуты занятий в комнате ("Христа ради", при свидетелях, вперемешку с бытовыми процессами), я уходила затемно в поисках свободы, ибо могла уйти. Хватало сил. А вот лишнее человеческое взаимодействие было мне традиционно поперёк горла. Возвращалась сугубо на ночёвку.
Как и любой деятельный родитель, я готова кусаться-царапаться за лучшее для своих потомков.
В музыкальной школе не имеет смысла учиться плохо. Более того: ЗАЧЕМ каждый следующий урок, если не последовал ощутимый рост "со времён" предыдущего, то есть за трое-четверо суток? Но: как обеспечить рост? Даже если есть кому поддержать, даже если исправно выделяется время... вопрос-то встаёт: ГДЕ??? (Музыка, как известно, искусство звуковое. Не спрячешь.)
Сотрудница училища при консерватории, я располагаю едва заметным преимуществом в виде доступа к классам - в свободные от работы, "экзотические" часы. Как результат, мы со старшими детьми всё меньше и меньше времени проводим дома, добираясь до своего района только на сон.
Воскресенье... Нет, это не выходной день. По сути, единственная возможность "погружения", неспешной и продуктивной целенаправленной деятельности. В будни - урывками, но вода камень точит! Моё незамутнённое счастье - тихие вечера с дочкой в почти пустой вечерней ДМШ. Бывает, "отхватим" зал, позвучим приличнее. По моим наблюдениям, после 19.30 сообщество резво разбегается. Смотрю и недоумеваю: всем повезло на соседей-меломанов?
Люди-музыканты, где нам в этом мире пристроиться для "домашних" занятий?
Расти-то хочется.