На крупнейшем стриминговом сервисе стал доступен фильм «Платформа». Его премьера состоялась ещё осенью 2019 года. После кинофестиваля в Торонто Netflix приобрёл права на международный прокат картины
В тюрьме, которую назвали «Дырой», есть несколько правил: можно взять с собой всего один предмет, нельзя сохранять никакую еду. Но самое главное, что заключённых раз в месяц меняют местами. И никто не знает, на какой уровень он попадёт.
Есть три типа людей: те, кто сверху, те, кто снизу, и те, которые падают».
Большинстве зданий номера этажей идут снизу вверх, а здесь первый ярус тюрьмы располагается на самом верху. Это нумерация, как в кругах ада у Данте Алигьери (1265-1321). Обитатели третьего круга у Данте, где содержатся чревоугодники, несут наказание за жадность; в этой тюрьме обитатели верхних ярусов пируют за счёт остальных.
Классическая борьба человека и системы, свободолюбивой, гуманной личности и принуждающей среды. Каждый новый уровень диктует свои правила. Живя на первых пятидесяти ярусах, можно позволить наедаться вдоволь и не беспокоиться о завтрашнем дне. Но стоит оказаться на этажах ниже, как начинаются проблемы. Голод превращает человека в расчётливого зверя, готового хладнокровно съедать напарника по кусочкам. Впрочем, и привилегированное положение не всегда так безгрешно: попав на первые ярусы, многие люди становятся циничными эгоистичными, безразличными к обделённым.
Содержание «Платформы» до жути простое: тюрьма — как модель современного общества, расположение ярусов — как чёткая иерархия, где есть бедные и богатые.
За тем лишь исключением, что через месяц первые могут легко поменяться местами со вторыми.
Первые сцены «Платформы» напоминают, что перед нами скорее концептуальный мысленный эксперимент, чем история в привычном смысле слова. Сценарий представляет собой неприкрытую отсылку на неравенство социальных классов и, будем честны, такое использовалось и ранее: от «Сквозь снег» до «Высотки» и «Паразитов». Во всех этих фильмах уровни общества соответствуют буквальному положению его обитателей: вагон поезда, этаж в здании и т. п. Людям там, наверху, всегда удобнее, чем простым смертным. И хотя вершки считают, что заслужили право быть теми, кем они являются, благодаря упорству и другим положительным качествам, «Платформа» режет правду-матку: в центре всего находится банальное везение.
При этом, в отличие от других фильмов, сюжет «Платформы» задается почти революционным вопросом: стоит ли вообще пытаться опрокинуть систему?
Странно спроектированное здание с невероятными размерами и фантастическими чертами — ад на земле и место, которого физически не может существовать в нашем мире.
Из-за этого и ощущается, что «Платформа» — фильм-притча, который, однако, вселяет страх. Дело не в бесконечном чувстве клаустрофобии и весьма пугающих образах.
У «Платформы» весьма жуткая идея — мысль о том, что мантра «если не получается изменить ситуацию, то измени отношение к ней» не работает.
Протагонист пытается, как и принять свою участь, так и брать от жизни всё. Наконец, он приходит к альтруизму, причем в разных формах. «Платформа» оставляет на зрителя умозаключение о том, что лучше: попытаться убедить окружающих в силе солидарности или заставить принять их справедливую долю, угрожая физической расправой? Так или иначе, даже вопрос о том, возможен ли подрыв устоев и насколько он эффективен, также проходит через «Платформу», хотя и не дает удовлетворительного (или даже понятного) ответа. Попытка изменить мир — начать невозможный квест, но в некотором смысле это дает заправскому Дон Кихоту цель.