К концу 1930-х годов основным легким танком являлся Т-26, с которым Красная Армия прошла через бои на Хасане, Халхин-Голе и советско-финляндскую войну. Зимняя кампания в Финляндии окончательно показала, что танки с противопульным бронированием чрезвычайно уязвимы.
Возможности же модернизации Т-26 были практически полностью исчерпаны, и ему на замену должен был прийти другой образец, сочетавший более высокую скорость, хорошую броневую защиту и мощное для легких танков вооружение. И такой танк был создан группой конструкторов во главе с Семеном Александровичем Гинзбургом. В перспективе планировалось сделать Т-50 основным легким танком СССР.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 1930-е годы основным танком СССР был легкий танк Т-26. В начале этого периода превосходство Т-26 было очевидным, но со временем из-за развития танков противников и появления противотанковой артиллерии танк стал заметно сдавать позиции сначала по бронированию, а затем и по вооружению.
В ходе польского похода Красная армия смогла захватитьPzKpfw III. Еще один немецкий танк, PzKpfw III Ausf F, был куплен во время технического сотрудничества с Третьим Рейхом. Обе машины тщательно изучили и пришли к выводу, что PzKpfw III Ausf F – это лучший иностранный танк в своем классе. С учетом информации, которую получили при изучении немецких танков, советским конструкторам приказали доработать существующие проекты нового легкого танка.
Первый образец танка Т-50 был построен на Ленинградском заводе имени Кирова летом 1940 года. По броневой защите Т-50 получился таким же, как Т-34. По габаритам он был намного меньше немецкого среднего Pz.lll, но при этом не уступал ему ни в подвижности, ни в бронировании, ни в вооружении. Конструкторам удалось создать сбалансированный танк, который при своей маневренности легко мог бороться со всеми вражескими машинами.
К несчастью, массовое производство Т-50 наладить не удалось. Танк вышел намного более технически сложным, чем Т-26, и к началу Великой Отечественной войны запустить его в серийное производство не успели. Когда появилась угроза блокады Ленинграда, завод, где должны были производить Т-50, эвакуировали в Чкалов. Произвести танки на других заводах так и не получилось. В итоге 50 машин было построено на заводе имени Кирова еще в 1941 году, и еще 25 сумели выпустить после переезда в Чкалов. Из-за такого маленького количества Т-50 не оказали того влияния на ход войны, какое могли бы оказать.
КОМПОНОВКА
Легкий танк Т-50 был скомпонован по классической схеме, когда последовательно от носа к корме машины размещались отделения управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Корпус и башня танка имели значительные достаточно рациональные углы наклона броневых листов, что делало Т-50 похожим на средний танк Т-34.
Место размещения механика-водителя находилось в отделении управления со смещением от продольной оси корпуса влево. Командир танка, заряжающий и наводчик размещались в трехместной башне. Наводчик располагался слева от пушки, заряжающий — с правой стороны, а командир танка — в центральной продольной плоскости башни чуть позади заряжающего и наводчика.
Для посадки в танк и высадки из него командир, наводчик и заряжающий пользовались двумя люками в крыше башни. Для загрузки боекомплекта, выброса гильз и экстренной эвакуации командира танка использовался люк в тыльной стороне башни. Механик-водитель пользовался люком в лобовой части корпуса.
БРОНЯ КОРПУС БАШНЯ
Броневой корпус танка сваривался из катаных гетерогенных (применялась цементация) броневых плит высокой твёрдости толщиной 12, 15, 25, 30 и 37 мм. Броневая защита дифференцированная, противопульно-противоснарядная. Лобовые, верхние бортовые и кормовые бронеплиты имели рациональные углы наклона в 40—50°, нижняя часть борта — вертикальная. Броневые плиты корпуса соединялись исключительно сваркой. Рабочее место механика-водителя находилось в передней части бронекорпуса танка с некоторым смещением влево от центральной продольной плоскости машины. Люк для посадки-высадки механика-водителя располагался на лобовой бронеплите и был снабжён уравновешивающим механизмом для облегчения открывания. Наличие люка механика-водителя ослабляло стойкость верхней лобовой детали к снарядным попаданиям. Плиты над моторным и трансмиссионным отделениями были съёмными для облегчения обслуживания двигателя и трансмиссии. Хорошо продуманной была система охлаждения, когда воздух забирался через защищённые сетками и бронированными жалюзи прямоугольные отверстия в крыше моторного отделения, обдувал узлы и агрегаты внутри него и выбрасывался через выходные щели над гусеницами. Туда же отводились выхлопные газы дизельного двигателя. Корпус также имел ряд люков, лючков и технологических отверстий для вентиляции обитаемых помещений танка, слива топлива и масла, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины. Ряд этих отверстий защищался броневыми крышками, заслонками и кожухами.
Сварная башня сложной геометрической формы имела борта толщиной 37 мм, которые располагались под углом наклона в 20°. Лобовая часть башни защищалась цилиндрической бронемаской толщиной 37 мм, в которой имелись амбразуры для установки пушки, пулемётов и прицела. В крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с восемью смотровыми приборами триплекс и откидной лючок для флажковой сигнализации. Башня устанавливалась на шариковой опоре и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка.
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
Основным вооружением Т-50 являлась нарезная полуавтоматическая 45-мм танковая пушка обр. 1934 (1938) г. (20-К) с клиновым вертикальным затвором. Орудие монтировалось на цапфах по продольной плоскости симметрии башни, с ним спаривались два 7,62-мм пулемёта ДТ, которые могли легко сниматься со строенной установки и использоваться вне танка. Строенная установка имела диапазон углов возвышения от −7° до +25° и круговой обстрел по горизонтали. Длина ствола пушки 20-К составляла 46 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,6 км, максимально возможная — 4,8 км. Поворотный и подъёмный механизмы наводки строенной установки, а также спуск оснащались ручными приводами.
Боекомплект орудия составлял 150 выстрелов унитарного заряжания (патронов). При стрельбе бронебойными снарядами экстракция стреляной гильзы осуществлялась автоматически, а при ведении огня осколочными снарядами из-за меньшей длины отката ствола, обусловленной малой начальной скоростью осколочного снаряда, полуавтоматика не работала, и командиру приходилось открывать затвор и вынимать стреляную гильзу вручную. Теоретическая скорострельность орудия составляла 12 выстрелов в минуту, но из-за необходимости ручной экстракции стреляной гильзы от осколочного снаряда темп огня на практике был в несколько ниже, 4—7 выстрелов в минуту.
Спаренные пулемёты ДТ имели боекомплект в 4032 патрона (64 диска), также экипаж снабжался одним пистолет-пулемётом ППД с 750 патронами и 24 ручными гранатами Ф-1. В ряде случаев к этому вооружению добавлялся пистолет для стрельбы сигнальными ракетами.
ДВИГАТЕЛЬ ТРАНСМИССИЯ ХОДОВАЯ
В качестве силовой установки был использован рядный четырехтактный шестицилиндровый дизельный двигателем В-4 с жидкостным охлаждением, который имел мощность в 300 лошадиных сил, что позволяло танку развивать максимальную скорость при движении по шоссе в 60 километров в час. Запуск двигателя производился с помощью инерционного стартера вручную или же от электродвигателя. В качестве топлива для двигателя танка использовалось дизтопливо с низким содержанием парафинов, которое заливалось в баки общим объемов 350 литров, установленные как в моторно-трансмиссионном отделении, так и в боевом.
Танк имел механическую трансмиссию. В ее состав входили следующие узлы: Главный (основной) двухдисковый фрикцион; Четырехступенчатая коробка передач (при четырех передачах вперед и одной назад); Два бортовых фрикциона, работающих по принципу трения «сталь по стали», снабженных ленточными тормозами с накладками типа «феродо»; два двухрядных бортовых редуктора.
Ходовая часть легкого танка Т-50 стала впоследствии характерной для всех советских легких и некоторых тяжелых танков. Подвеска танка была разработана по индивидуальному торсионному типу для каждого из шести опорных двускатных катков с малым диаметром применительно к каждому борту. По каждому опорному катку к броневому корпусу монтировались путем сваривания ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса, оснащенные съемными зубчатыми венцами цевочного типа, устанавливались сзади, а ленивцы — в передней части корпуса. Вверху гусеничная цепь поддерживалась тремя поддерживающими малыми катками применительно по каждому борту.
Гусеница танка следует классифицировать как цевочного зацепления, которая собиралась из одногребневых литых траков, имевших ширину 360 миллиметров.
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
О боевом применении Т-50 на данный момент известно относительно немного. Изначально предполагалось, что новые легкие танки получат, прежде всего, механизированные корпуса в приграничных военных округах и военные училища. Но к началу Великой Отечественной войны ни одного Т-50 еще не было передано в войска. Неблагоприятный ход боевых действий в первые месяцы войны в корне изменил планы. Военным дебютом Т-50 стали бои под Кингисеппом в середине июля 1941 г. В дальнейшем танки Т-50 участвовали в боевых действиях под Ленинградом, Москвой и в ходе битвы за Кавказ. До наших дней сохранились два танка — один в музее Бронетанковых войск в подмосковной Кубинке и второй в музее Пароле (Финляндия) Этот танк был подбит и захвачен финнами в 1941 г. в боях на петрозаводском направлении.
С началом войны их производство свернули. Была попытка вновь наладить выпуск Т-50 только в более упрощенном виде (начало 1942 г.), однако, выпустив 69 машин от этой идеи отказались. На этом карьера этого во всех смыслах замечательного и недооцененного танка завершилась.
Всего было произведено 245 Т-50.
МУЗЕЙ БРОНЕТЕХНИКИ
******************************************************************************
Уважаемые читатели, прошу поддержать мой канал подпиской и коментариями 🤝🤝🤝
За лайки и репосты, отдельное спасибо 🤝👍🤝