Найти тему
Библио-лаборатория

"Игрок" Йэна М. Бэнкса - столкновение Культуры с тоталитарной империей. Игра как средство интервенции

«Что наша жизнь? Игра!». Эти строчки из арии Германа благодаря одной известной телепередаче знакомы почти любому жителю постсоветского пространства. Но как ни странно, в литературе этот тезис приобрел свое абсолютное воплощение в произведении англоязычного автора — Йэна Бэнкса.

Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем знакомиться с одним из самых интересных научно-фантастических циклов современности - произведениями Йэна М. Бэнкса о Культуре, галактической сверхцивилизации людей и искусственных интеллектов (между прочим, Культура — не наши отдаленные потомки, а наши вполне себе современники — в одном из произведений корабль Культуры даже посещает Землю в 70-х годах двадцатого века). Речь пойдет о втором (по хронологии издания, внутренняя хронология событий цикла иная) романе о Культуре под названием «Игрок».

Обложка одного из англоязычных изданий и русского перевода
Обложка одного из англоязычных изданий и русского перевода

Сразу же хочу мягко пожурить переводчика. Я понимаю, что Бэнкс — не самый легкий для перевода автор, и все же, как мне кажется, скупое прямолинейное «Игрок» не отражает полностью смысл оригинала: The Player of Games, и особенно это бросается в глаза, когда углубляешься в сюжет. Я бы лично перевел название как «Мастер игр», что, конечно, тоже далеко не идеал, но, как мне кажется, точнее отражает связь заголовка и характера главного героя. Ну да ладно, это так, вкусовщина.

В отличие от первого романа о Культуре, «Вспомни о Флебе», который фактически представляет собой авантюрно-приключенческий боевик с легкими вкраплениями социально философии, во втором романе повествование идет в совершенно другом ключе. Главный герой его, как и следует из названия (в любом варианте) — специалист по играм, любым, начиная с шахмат и банальных карт и заканчивая сложнейшими многомерными и многоуровневыми системами, все, что только было изобретено в известной вселенной. ЛУЧШИЙ специалист, надо добавить — он обыграл всех, кто рискнул померяться с ним силами, как в пределах Культуры (насчитывающей, между прочим, триллионы разумных), так и в дружественных разумных сообществах. Вызовов почти не осталось, и Гурдже (так его зовут, самая употребительная часть имени) начинает скучать…

-2

Тут надо оговориться — Гурдже лучший игрок среди биологических видов. Сверхмощные искусственные интеллекты Культуры — Разумы, управляющие орбиталищами и гигантскими кораблями с населением в миллиарды человек, конечно же, могут за мгновения превзойти игру любой сложности, но благосклонно (так подмывает написать: с улыбкой) наблюдают за успехами гениев «биологических».

Однако неожиданно складывается ситуация, в которой, казалось бы, не слишком практичные сверхспособности Гурдже оказываются востребованы самой «силовой» структурой Культуры — отделом Особых Обстоятельств в Контакте. В одной из соседних звездных туманностей Культура столкнулась (точнее, еще не столкнулась, а только познакомилась) с довольно необычной для межзвездной стадии развития цивилизацией — предельно структурированной, иерархической тоталитарной империей Азад.

-3

При чем тут чемпион всех настольных игр Культуры? Очень просто — в основе империи лежит сложнейшая стратегическая игра (точнее даже комплекс игр), под названием — что важно — Азад. Игра эта фактически является основой всего устройства империи, и императором становится не генетический наследник предыдущего, а победитель всеимперского чемпионата по Азаду.

Само собой, что хотя формально в Азад может играть кто угодно, в реальности система «поддерживает своих» - сама невероятная сложность игры уже исключает из элиты тех, кто не имеет возможности потратить всю свою жизнь и огромные средства на изучение игры, отражающей и философски включающей в себя всю империю.

-4

Бэнкс строит роман на противостоянии Азада и Культуры, хотя на самом деле Азад только думает, что чему-то противостоит. В реальности Культура способна поглотить Азад, даже не заметив этого, однако Разумы, отвечающие за контакты с Азадом, хотят опрокинуть империю максимально безболезненным способом. В том, что Азад стоит опрокинуть, сомнений не возникнет даже у самого либерального читателя — Бэнкс изобразил в романе настоящую пирамиду насилия и подчинения, настолько извращенную и чернушную, что по сравнению с ним даже оруэлловские мрачные видения выглядят почти утопией. Лучший путь к приведению Азада к более-менее гуманистическому знаменателю, по мнению Разумов, лежит через дискредитацию основы основ — самой игры.

Проще говоря, представитель Культуры должен победить в чемпионате, продемонстрировав тем самым полное превосходство ее философской и моральной системы. И потому в итоге Гурдже отправляется в свой эпический поход: один человек против межзвездной империи.

Забавно, что однажды я случайно наткнулся на целую ветку крайне негативных комментариев в адрес романа. Сначала я не мог понять, что это за клуб ненавистников, но в конце концов заметил, что читаю форум фанатов современного поджанра известного под неудобочитаемой аббревиатурой ЛитРПГ. Ребят ужасно разочаровало то, что в романе, посвященном очень сложной и продвинутой игре, нет даже приблизительного описания самой игры, ее правил, системы набора очков, «прокачки скиллов» персонажа и тому подобного. «Предательство жанра» - встретилось даже такое выражение.

Думаю, если бы Бэнкс вдруг узнал, что написал роман в жанре ЛитРПГ (прости, Гуттенберг!), он бы очень удивился. Потому что, конечно же, игра, при всей ее важности, для Бэнкса — лишь инструмент, зеркало, в котором он одновременно отражает две оборотные стороны медали — предельно регламентированную, зацикленную на праве обладания, порочную, полную насилия империю, и анархическую, гедонистическую, полностью лишенную концепции «имущества» Культуру. При этом совершенно очевидно, что империя для Бэнкса — это кривое гипертрофированное отражение нашей нынешней цивилизации, а Культура — это общество, в котором ему самому хотелось бы жить (честно говоря, мне тоже). Да, Культура — это общество цивилизация манипуляторов, да, в ней тоже есть место страданиям (причем страдать могут даже искусственные интеллекты), да, возможно, она склонная к застою и остановке развития (чтоб я так застаивался), но… Какие альтернативы? Перефразируя Черчилля, «Культура — это не идеал, но остальное еще хуже».

-5

И да, предвосхищая возражения о том, что, мол, «Культура могла бы и оставить Азад в покое, не лезть в его дела, в конце концов это их дело как жить». Увы, это не так — всего восемьсот лет назад Культура уже пыталась «не лезть в дела Идира», и кончилось это только тем, что Идир посчитал это слабостью и стал лезть в дела Культуры — при помощи боевых флотов и термоядерных бомбардировок. На этот раз Разумы решили не дожидаться гекатомбы в триллионы погибших, и кое-что исправить еще до начала активных конфликтов. Хотя как сказал один из искусственных интеллектов (за точность цитаты не ручаюсь): «Все относительно. Кто знает — одним ледниковым периодом меньше, и первыми были бы они».

Вообще надо сказать, что, хотя и яркий и насыщенный, этот роман все-таки стоит несколько наособицу среди всего цикла о Культуре — его действие преимущественно разворачивается в одной комнате, а то и вовсе в психике главного героя. И в этом его особая драгоценность. Но пересказать роман в ограниченных рамках статьи все равно не получится, поэтому тем, кто еще не брал его у руки, рекомендую обязательно прочитать, прежде чем переходить к следующим книгам о Культуре - он многое прояснит и облегчит понимание удивительного мира, созданного Бэнксом.

Читайте другие статьи о Культуре:

#фантастика #научная фантастика #космическая опера #литература #писатели #культура