Уважаемый читатель, пишу, потому что не могу молчать.
Вчера моей 9-ти летней дочке, ученице 3-го класса московской школы, на уроке литературного чтения (Школа России, Л.Ф. Климанова и др.) задали учить наизусть кусок прозы — отрывок из рассказа Толстого «Лев и собачка» - полностью всю страницу 161:
Хочу отметить, что не пересказ всего рассказа, а именно наизусть самую страшную часть.
Мы стали учить. Я ей читала по предложению, а она повторяла. И так много раз. Т.е. мой ребенок должен был выучить, а для этого многократно повторить и прочувствовать: годовое тюремное заключение, болезнь и смерть от болезни близкого друга, смертельное отчаяние, ярость, убийство того, кто под руку подвернулся, безысходность, смерть от отчаяния и одиночества…
Моя дочка — нежный и жизнерадостный цветочек! За что ей такое испытание? За что такое испытание другим детям моей страны?
Надо сказать, что я не плаксивого десятка. Но реакция моей дочки меня ужаснула.
Она два раза меня спросила: «Мама, а я могу так умереть?»
Я ей объяснила, что нет, что у льва была только собачка, а у нее есть родина – большая красивая страна!, мама, папа, 2 брата, бабушки и еще куча любящих родственников. Также я ей рассказала, что нам тоже давали в детстве учить прозу, но в классах постарше и вдохновляющую («Над седой равниной моря … гордо реет буревестник, черной молнии подобный!!!...»)
Моя дочка уснула в этот вечер при ярком свете.
Я не думаю, что учить именно этот отрывок наизусть — это инициатива нашей учительницы, которая милая и добрая. Видно, что она старается делать всё четко и выполнять все требования учебной программы и рекомендации из методической литературы. Тем не менее, в найденных мною в интернете поурочных разработках я нашла только домашнее задание «пересказ всего рассказа». Но надо сказать, что сейчас в интернет могут выкладывать одно, а у учителя может быть другое.
Я пообщалась с учительницей. Она не сразу со мной согласилась. Сначала она, как преданный системе человек, защищала составителей программы. Да и может ли нынешний учитель позволить себе высказать публично мнение, отличное от мнения в учебниках и учебных планах и методичках, без опасных последствий для своей карьеры? С ее слов, на примере этого произведения они говорят с детьми о дружбе, привязанности, преданности… Я ей на это возразила, что для этого есть множество других, более позитивных произведений в русской литературе. В этом произведении на первом месте трагедия и беспомощность. Многократное повторение этого текста приводит к тому, что ребенок многократно переживает этот ужас, и потом эта картина долго стоит у него перед глазами.
Причем составители программы выбрали этот отрывок для заучивания в конце триместра, когда детям особенно страшно получить плохую оценку.
Я не хочу, чтобы дети моей страны учили этот отрывок, один из самых трагичных и безысходных в необъятной русской литературе. Но я также понимаю, что если обращусь с письменным заявлением моей позиции и просьбой поменять эту часть учебной программы в Минобразования или Рособрнадзор, то мое письмо будет просто спущено в школу, а учителя назначат во всем виноватой и накажут, а программа останется неизменной. Я не хочу подставлять учителя, она – хороший, добрый, ответственный человек, у которого очень высокая нагрузка.
Я не считаю данный рассказ Толстого плохим или, что его не следует изучать. Но есть несколько ньюансов:
1. Я так понимаю, что на основе учебного плана и методических рекомендаций, учитель должен составить учебную программу – довольно громоздкий и подробный документ. Надеюсь, учителям за это платят! Примерные учебные планы услужливо кем-то неизвестным выложены в интернете. Если учитель из этого «образца» скопирует в свой план что-то нехорошее, то виноват, получается, сам учитель?
2. Один раз прочитать и пересказать весь рассказ – это не так жутко и страшно, как выучивая, многократно пережить этот ужас, представлять его перед глазами и занести себе в подкорку. Я совершенно не против, чтобы школьники третьего класса заучивали в качестве домашнего задания куски прозы. Но почему не взять что-то вдохновляющее, сильное, жизнерадостное, чтобы с этим настроем можно было шагать дальше по жизни?
3. В поурочном плане из интернета (которым, по всей видимости, пользуются большинство учителей для составления собственного поурочного плана) объясняется, что люди – плохие (ребенку в подкорку заносится, что все люди плохие, ведь конкретизации нет), а лев и собачка – хорошие (т.е. этим они одобряют всё поведение льва и ставят его в пример!).
4. Из данного рассказа моя дочка поняла, что вторая собачка, которую растерзал лев, была плохая. И действительно, в поурочном плане нигде не написано, что звериное поведение льва не свойственно людям, что люди, испытывая подобные чувства беспомощности и отчаяния, не убивают мимоходом.
5. Как я уже говорила выше, на примере этого произведения учитель говорит с детьми о дружбе, привязанности, преданности. Т.е. смерть льва от отчаяния и безысходности ставится детям в пример настоящей дружбы и преданности. С моей точки зрения, это настраивание ребенка на смерть.
6. Программа предлагает детям обсудить: «были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами? (Дети вспоминают истории из своей жизни)». С моей точки зрения, минимум не корректно ставить ребенку в задание перед всем классом раскрывать свои самые тяжелые переживания.
Два года тому назад у моей дочки скоропостижно погиб питомец: нашего годовалого кролика загрызла собака (слава богу, не на глазах у ребенка). Я думаю, соотнеся это печальное событие и то, чему «учит» данный урок, моя дочка и задала мне два раза вопрос: «Мама, а я могу так умереть?» Т.е. у моего ребенка благодаря этому, с позволения сказать, уроку, возникла установка, что она тоже может так умереть, не пережив смерть любимого питомца!
Мне кажется, что раз уж учитель проводит аналогию между гибелью питомца и рассказом, то надо дать детям установку, что смерть даже самого близкого надо уметь принять и пережить, что жизнь продолжается.
Уважаемые читатели, прошу вас, делитесь своим мнением, что вы думаете по этому поводу? Ведь не все дети так откровенны со своими родителями. Многие эти переживания могут годами держать внутри себя. И при этом не известно, как изменится их личность от подобного «груза».
А может быть, все это пустяки, и я зря поднимаю шум?