Найти в Дзене

Почему так трудно разработать стелс-самолет?

Когда общественность обсуждает тему стелс-технологий, применительно к авиации, нередко можно услышать, что они рассуждают так, как будто малозаметность - это некая особенность истребителя или бомбардировщика, которая у него либо есть, либо нет. Правда, как это обычно бывает, гораздо сложнее. Возможно, лучше рассматривать малозаметность как спектр возможностей, в котором может быть все, что угодно. Слева - малозаметная сторона. Именно здесь находятся такие известные стелс-платформы, как F-117 "Ночной Ястреб", B-2 Spirit, F-35 и СУ-57. Справа находится сторона, удобная для наблюдения. Здесь вы найдете все - от B-52 и МИГ-29 до дирижабля. Хотя о сложности стелса можно написать много книг, самый простой способ представить его с учетом этой сложности может быть следующим: Стелс - это ряд технологий, методик проектирования и производства, а также боевых тактик, которые позволяют отсрочить или ограничить обнаружение, чтобы сделать самолет более живучим Стелс даже не близок к невидимости. Вопр
Оглавление

Когда общественность обсуждает тему стелс-технологий, применительно к авиации, нередко можно услышать, что они рассуждают так, как будто малозаметность - это некая особенность истребителя или бомбардировщика, которая у него либо есть, либо нет. Правда, как это обычно бывает, гораздо сложнее.

Возможно, лучше рассматривать малозаметность как спектр возможностей, в котором может быть все, что угодно. Слева - малозаметная сторона. Именно здесь находятся такие известные стелс-платформы, как F-117 "Ночной Ястреб", B-2 Spirit, F-35 и СУ-57.

Справа находится сторона, удобная для наблюдения. Здесь вы найдете все - от B-52 и МИГ-29 до дирижабля.

Хотя о сложности стелса можно написать много книг, самый простой способ представить его с учетом этой сложности может быть следующим:

Стелс - это ряд технологий, методик проектирования и производства, а также боевых тактик, которые позволяют отсрочить или ограничить обнаружение, чтобы сделать самолет более живучим

Стелс даже не близок к невидимости.

Самолет ВВС США B-2 Spirit, в настоящее время дислоцированный на базе Королевских ВВС Fairford в Глостершире, Англия, пролетает недалеко от Дувра в сопровождении двух истребителей RAF F-35.
Самолет ВВС США B-2 Spirit, в настоящее время дислоцированный на базе Королевских ВВС Fairford в Глостершире, Англия, пролетает недалеко от Дувра в сопровождении двух истребителей RAF F-35.

Вопреки распространенному заблуждению, стелс не делает самолет невидимым для радаров - на самом деле, многие стелс-самолеты хорошо видны на радарах, разработанных для использования определенных низкочастотных диапазонов УКВ и УВЧ. Таким образом, цель стелса не всегда состоит в том, чтобы не быть замеченным вообще... она в большей или меньшей степени состоит в том, чтобы не быть сбитым. Заметить самолет - это не то же самое, что обеспечить захват самолета с помощью оружейных средств для реального поражения самолета.

Наиболее часто понимаемая грань стелса - это то, как он может победить, предотвратить или отсрочить обнаружение вражеских радаров как на земле, так и на борту истребителей противника. Современные программы "стелс" используют многосторонний подход к проблеме, применяя передовые конструкции, которые с помощью цифрового моделирования отклоняют радарные волны в сторону от самолета, а также материалы, поглощающие излучение РЛС, которые не удается безопасно отразить.

Стелс-конструкции

Программа DARPA по созданию стелс-самолета HAVE Blue
Программа DARPA по созданию стелс-самолета HAVE Blue

Конструкция, специально предназначенная для отклонения радиолокационных волн от самолета, является неотъемлемой частью дизайна истребителей 5-го поколения, но лучше всего это можно оценить на примере устаревшего F-117 Nighthawk. Необычно угловатый внешний вид "Ночного ястреба" представляет собой лучшее, на что были способны компьютеры того времени при расчете отражения радиолокационных волн, тогда как гладкий и ровный F-35 демонстрирует, насколько далеко продвинулись вычислительные мощности за прошедшее время.

Сегодняшний F-35 имеет больше изгибов, чем жестких углов, но суть остается прежней.

-4
"Форма самолета разработана таким образом, чтобы отражать излучение радара в сторону от источника, как наклонное зеркало", - говорит Гарольд Картер о F-35. Картер был старшим научным руководителем в компании Lockheed Martin Skunk Works. "Его поверхность также обработана и сглажена, чтобы обеспечить плавное прохождение излучения радара по ней - подобно воде, текущей по гладкой поверхности".

Материалы, поглощающие радиолокационное излучение

Штаб-сержант Закари Данн, техник 192-го истребительного крыла, собирает радиопоглощающий материал с самолета F-22 Raptor во время полета Red Flag 17-1 на базе ВВС Неллис, штат Невада, 3 февраля 2017 года.
Штаб-сержант Закари Данн, техник 192-го истребительного крыла, собирает радиопоглощающий материал с самолета F-22 Raptor во время полета Red Flag 17-1 на базе ВВС Неллис, штат Невада, 3 февраля 2017 года.

Но одной только скрытной конструкции недостаточно. Передняя кромка крыльев самолета, его реактивные отверстия, части вертикальных хвостовых поверхностей и другие части истребителя имеют тенденцию к образованию радиолокационных бликов, но их невозможно устранить с помощью современных конструкций. В результате на этих частях самолета часто можно увидеть обработку кромки, поглощающей излучение радара. Еще больше радиопоглощающего материала (RAM) часто включается в соты или подобную структуру внутри воздухозаборников турбовентиляторов.

"RAM работает по принципу поглощения самолетом энергии электромагнитной волны для минимизации интенсивности отраженного сигнала", - пишет Адриан Моуриц в академическом учебнике "Введение в аэрокосмические материалы". - "Можно уменьшить радиолокационное сечение истребителя до размеров птицы среднего размера путем оптимального проектирования и применения стелс-технологий".
На этой фотографии хорошо видна обработка краев радиопоглощающими материалами.
На этой фотографии хорошо видна обработка краев радиопоглощающими материалами.

RAM, используемый современными американскими истребителями, невероятно важен, поскольку, по оценкам специалистов, он поглощает до 70-80% входящей электромагнитной энергии. Но его обслуживание также дорого и требует много времени (часть огромных расходов, связанных с обслуживанием F-22 и F-35). Также проблемой является его неспособность справляться с высокой температурой, и всем известно, что он ограничивает способность некоторых стелс-истребителей выдерживать сверхзвуковые скорости без повреждений.

Производственные допуски

Сборочная площадка F-35 (Lockheed Martin)
Сборочная площадка F-35 (Lockheed Martin)

Не только сложность математики и дороговизна RAM делают создание стелс-истребителя или бомбардировщика таким трудным. Одним из наименее обсуждаемых, но наиболее важных элементов возможности серийного производства стелс-самолетов является способность создавать их с чрезвычайно жесткими производственными допусками. Даже крошечный зазор между панелями корпуса стелс-истребителя может сделать его более заметным для радаров, поэтому процесс сборки стелс-самолета - это кропотливый процесс, требующий большого опыта и довольно дорогого оборудования.

"Если внешние структурные детали самолета будут точно обработаны и подогнаны друг к другу с исключительно близкими допусками, то требования к малозаметности могут быть выполнены легче", - пишет Роберт Джонс в статье, опубликованной Обществом инженеров-технологов. - "То есть, уменьшение и почти полное устранение зазоров между структурными частями крайне желательно для достижения стелс-характеристик самолета".

Способность создавать самолеты с невероятно жесткими допусками - это один из способов, с помощью которого Соединенные Штаты сохраняют свое преимущество в плане технологий производства малозаметных самолётов. В конце концов, скрытность - это спектр, и чем жестче производственные допуски, тем дальше в сторону "малозаметности" вы оказываетесь.

В качестве примера можно привести самолет F-22 Raptor, который был построен в 1990-х и 2000-х годах с производственными допусками около 1/25400 см. По тем временам это было невероятно, но для сохранения малозаметного профиля самолета зазоры все равно приходилось заделывать лентами, замазками и RAM. F-35, как говорят, собирается с производственными допусками, которые жестче на "порядки", но все равно нередко можно увидеть, как любые потенциальные зазоры в самолете закрываются RAM.

Инфракрасная и электромагнитная составляющие стелса

Современным самолетам-«невидимкам» приходится противостоять не только радарам противника, поэтому современные программы малозаметности стараются ограничить инфракрасные и электромагнитные сигнатуры самолета.

Инфракрасная сигнатура самолета - это количество тепла, выделяемого самолетом. Чем горячее что-то, тем легче это увидеть, отследить и, возможно, сбить.

F-22 Раптор
F-22 Раптор

Для того, чтобы смягчить все это тепло, самолеты-невидимки обычно размещают свои двигатели глубоко внутри фюзеляжа с кожухами вокруг выхлопного патрубка для рассеивания тепла при выпуске. Такой подход также помогает управлять акустическими и визуальными характеристиками самолета (другими словами, насколько он громкий и насколько легко его заметить в небе невооруженным глазом).

"Выхлопная система беспилотного истребителя влияет не только на его аэродинамические характеристики и инфракрасную (ИК) сигнатуру, но и на характеристики электромагнитного рассеивания его хвоста и боков", - пишут китайские специалисты Цзе Янь Чжоу и Цзюнь Хуан в работе, опубликованной в журнале Scientific Reports в начале 2021 года. "Изучение комплексной конструкции выхлопной системы имеет большое значение для инфракрасной/радарной скрытности самолета".

Однако не все "стелс-самолеты" эффективно закрывают свои двигатели. Это не делает эти беспилотники и истребители "не стелс", это просто означает, что у них отсутствуют эти элементы стелса, перемещая платформу дальше к "наблюдаемой" стороне спектра.

Но это еще не конец истории о стелсе, потому что современные самолеты также используют комплексы радиоэлектронной борьбы, предназначенные для создания помех близлежащим средствам обнаружения и связи. Поскольку даже истребитель "стелс" все равно можно обнаружить в различных обстоятельствах, иногда быть стелсом означает использовать активный подход к обеспечению живучести.

Тактика "стелс"

Наконец, даже при наличии всего того, что можно запихнуть в самолет, работа еще не закончена. Пилоты тратят бесчисленные часы на планирование боевых операций, чтобы обеспечить себе преимущество при любой возможности.

Это означает использование карт местности, известных позиций и оборудования противника, а также понимание своего самолета, чтобы проложить курс, минимизирующий воздействие с комплексами ПВО, которые могут иметь хорошие шансы обнаружить или поразить «невидимку». Это также означает разработку планов того, как выйти из положения, если что-то пойдет не так, и не направить свой стелс-истребитель стоимостью 100 миллионов долларов под прямой удар противника.

Самолеты пятого поколения могут быть обнаружены из-за пяти основных технических характеристик: радиолокационное сечение, инфракрасный спектр, визуальный спектр, акустическое излучение и радиочастотное излучение. Из-за этого самолеты еще больше зависят от планирования миссии для эффективного применения.

В конце концов, если говорить о воздушном бое на расстоянии видимости: Стелс не работает против пуль.

Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Также Вы можете прочитать другие статьи канала

Ожидаются осадки...возможно падение F-35

Почему F-14 Tomcat ушел на пенсию на десятилетия раньше своих аналогов?

Почему Америка никогда не продавала F-22 Raptor иностранным государствам

Вы не знали об этом... три удивительных факта о "Черном дрозде"

Хищная птица. Потерянный бюджетный стелс.

Как НАТО планирует использовать Геркулесы в войне с Россией или Китаем. Разберемся по порядку.

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Также подписывайтесь на телеграмм-канал. Спасибо за то что читайте публикацию.

С Уважением.