Аргумент к итоговому сочинению по литературе.
А.С. Пушкин - трагедия "Моцарт и Сальери". В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов - гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и "ремесленника" Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. В то же время Сальери тоскует по прекрасному: "Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый найден сотворит Великое - и наслажуся им... ". И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется "новый Найден" - Моцарт.
Его "Реквием", полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая "Реквием". Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музыки очищается душа его от зависти. И только тут герой начинает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт отравлен - Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей "нового Гайдена". "Таким образом, музыка Моцарта, иррациональная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери". Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: "Гений и злодейство - две вещи несовместные". Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом.