Безбожное движение в СССР, активно развивавшееся с середины 20-х годов, получило отражение и в Европе. Самые радикальные сподвижники советских антирелигиозников, конечно, появились в Германии. Можно даже сказать, что немецкое и советское течение взаимно обогащалось визуальной символикой. Сложно даже сказать, кто был более изобретательным. У советской стороны на вооружении был государственный аппарат со своим бюджетом, зато немцы брали дерзостью, так как работали полулегально и с полной отдачей.
Двигателем этого интернационального движения стало Общество друзей газеты «Безбожник», переименованное позже в Союз воинствующих безбожников. В СССР у этой организации конкурентов не было, зато в Германии в конце 20-х и начале 30-х по теме безбожия шло противостояние между социал-демократами и коммунистами. Виновником раскола называли возглавлявшего интернационал безбожников профессора Гартвига (он представлял СДПГ), а оппонировал ему, обвиняя в реформизме и сотрудничестве с властями, Германский союз пролетарских свободомыслящих безбожников. Несмотря на противодействие, последнему в марте 1930 года удалось провести антирелигиозную демонстрацию в «рейнской крепости» (так называли Дюссельдорф), на которой собралось 47 000 человек.
Союз пролетарских свободомыслящих безбожников, кроме Германии, существовал также в Австрии, Бельгии и Франции. Все активисты этих организаций, безусловно, считали своим центром в Москву, где создавались все условия для проведения общих съездов. Таким образом, существовал целый безбожный Интернационал.
Конечно, главным центром антирелигиозных собраний Германии был Берлин. О массовости мероприятий можно судить хотя бы по газетным публикациям за 1929 год. Например, 25 августа в народном парке Реберге (пролетарский район Веддинг) компартия организовала 150-тысячную демонстрацию, в которой, несмотря на запрет, принял участие и Союз красных фронтовиков (организацию запретили в мае того же года). К вечеру акция завершилась факельным шествием (в начале 30-х факельные шествия взяли в оборот уже нацисты).
К антирелигиозной агитации в Германии активно привлекались популярные в то время художники. Среди них был австриец Виктор Слама. Он был автором плаката, заказанного немецким коммунистом Хьюго Эберлейном к майским выборам в Рейхстаг в 1928 году. На нем священник с четками в виде свастики и в полицейской каскетке хватает на улице ребенка.
Кстати, немцы также переняли моду проводить массовые мероприятия в популярные религиозные праздники. Раньше них тем же самым начали заниматься активисты-безбожники в Советском Союзе. Только если в СССР устраивали Красные Пасхи и Красные Троицы, то в Германии, где рамки законов продолжали давить на общество, слово «красный» на агитационные плакаты не добавлялось.
Ниже – описание митинга Союза красных фронтовиков из книги Льва Копелева «Брехт. Жизнь замечательных людей»:
«1928 год в Германии встречают, как год сытого благополучия и преуспевания. Промышленники хвастают небывалым ростом производительности, рационализацией, совершенством новейшего оборудования... В Германии на биржах все повышаются курсы акций. Растут доходы, но растет и число безработных. Газеты успокаивают: это временное явление – следствие рационализации.
Растут силы коммунистов: на «красную троицу» в мае 1928 созывается всегерманский слет Союза красных фронтовиков. Маршируют больше ста тысяч крепких парней в одинаковой полувоенной форме; серые фуражки, серые гимнастерки с портупеями, военные оркестры, красные знамена, у многих отличная выправка. В самом сердце Германии марширует армия революции...»
Таким образом, лидеры компартии использовали выработанный годами народный рефлекс – люди хотели праздника, и они его получали. Однако событие, сохранявшее свое привычное название, меняло содержание на 180 градусов. Выступающие на празднике запросто могли посвятить вою речь антирелигиозной пропаганде.