Найти тему
КОЛЁСА.ру

Допуски, вязкость и температурные пределы: интервью с испытателем моторного масла

Пока пробы масла, взятого в ходе серии холодных пусков Volkswagen Crafter при температуре минус 25°С, едут в независимую лабораторию – Международный Испытательный Центр по горюче-смазочным материалам, мы побеседовали с главным инженером научно-технического центра «ЦЕЛЬСИЙ-ПРОФ», в котором и проходил эксперимент, Александром Ткаченко о важности применяемого масла.

Kolesa.ru: Александр, насколько применение качественного масла облегчает пуск мотора в глубокий минус и увеличивает ресурс?

-2

Александ Ткаченко: Если мы будем применять моторные масла, не соответствующие рекомендациям завода-изготовителя автомобилей, или некачественные моторные масла, есть риск либо не запустить мотор в принципе, либо просто испортить автомобиль. В состав масла LUKOIL GENESIS ARMORTECH GC 5W30 с допусками Volkswagen 504 00 и 507 00 входят полиальфаолефины, поэтому масло обладает отличными низкотемпературными свойствами и низкой испаряемостью. Благодаря температуре застывания масла в -41°С несколько десятков наших пусков и прошли уверенно.

-3

К: В чем особенность холодного пуска мотора?

АТ: Пуск холодного двигателя зимой – это повышенный износ цилиндро-поршневой группы и преждевременное старение моторного масла, вызванное рядом химических процессов протекающих в двигателе при перемене температуры.

Применение неправильного масла способно спровоцировать цепную реакцию проблем. Например, если вязкость масла при низких температурах слишком высока, это не только не позволит стартеру вращать коленчатый вал с требуемой для старта скоростью. Густое масло не будет должным образом смазывать движущиеся элементы мотора, что приведет к износу цилиндро-поршневой группы. Смазка начнет попадать в камеру сгорания через кольца, выгорать в цилиндрах и способна повредить систему очистки отработавших газов, в первую очередь – сажевый фильтр и каталитический нейтрализатор.

Увеличенный расход масла нетрудно пропустить, и тогда мотору грозит масляное голодание. Первым в зоне риска оказывается газораспределительный механизм, но критически низкий уровень масла нередко становится причиной заклинивания  коленчатого вала и поршней. Заключительный этап апокалиптической картинки – деформация головки блока цилиндров или даже разрушение самого блока.

Но вернемся к нашему эксперименту и выслушаем вердикт Международного  Испытательного Центра по горюче-смазочным материалам – эта компания одобрена зарубежными производителями техники; она единственная профильная структура в России с тремя лабораториями, связанными в единую систему.

-4
-5

Специалисты МИЦ провели оценку образцов масла LUKOIL GENESIS ARMORTECH GC 5W30 на физико-химическое состояние: кислотное и щелочное числа, РН-кислотность, степень окисления и нитрования, сажу, примесь топлива или антифриза, определили состав и концентрацию продуктов износа.

После серии стартов без подогрева двигателя физико-химические показатели масла практически не изменились. Специалистами независимой лаборатории установлена лишь незначительная динамика накопления элементов износа, в частности железа. Это абсолютно естественный процесс. При анализе образцов, взятых в ходе пусков с догревателем, мы видим схожую динамику накопления железа.

Хотя формально при холодном пуске процессы износа идут сопоставимыми темпами, в реальной жизни догреватель, бесспорно, способствует меньшему износу мотора. Ведь двигатель прогревается быстрее, а значит, движение происходит в более благоприятном температурном режиме.

-6

ЛУКОЙЛ декларирует стойкость загустителя к деструкции и стабильную вязкость в течение всего срока эксплуатации масла, низкий уровень зольности и сокращение  образования неорганических отложений в фильтрах сажевых частиц и каталитических нейтрализаторах. И действительно, показатели зольности и образования неорганических отложений в соответствии с итоговым протоколом лаборатории тоже на высоте – значит, фильтру сажевых частиц и каталитическому нейтрализатору не грозит преждевременный выход из строя.

За весь цикл испытаний в климатической камере масло LUKOIL GENESIS ARMORTECH GC 5W30 практически не потеряло эксплуатационных свойств, продемонстрировало стойкость загустителя к деструкции, стабильную вязкость и спокойно отработает до плановой замены.

-7

Что касается вечного вопроса «греть или не греть двигатель зимой», то эксперимент подтвердил правоту Volkswagen, рекомендующего начинать движение практически сразу же после старта. Высокое выходное давление масляного насоса и конструктив системы подачи масла к узлам трения современных дизельных и бензиновых моторов гарантируют безопасную с точки зрения ресурса работу агрегата. Кроме того, нагрев топливно-воздушной смеси на горячем моторе происходит по оптимальному сценарию, значит, увеличивается мощность и снижается расход топлива.

Конечно же, во всем нужен разумный подход. Необходимо обязательно подбирать масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителя и с соответствующими низкотемпературными свойствами применительно к вашему региону. Ну и, конечно же, начинать движение в тепле и с оттаявшими стеклами комфортнее и безопаснее. И вот тут очень пригодится послепусковой догреватель, который стоял на нашем подопытном Volkswagen Crafter. Качественное моторное масло делает пуск холодного мотора надежным и безопасным в любом случае, а догреватель обеспечит комфорт в начале движения после короткого прогрева.

Редакция благодарит ООО НТЦ «ЦЕЛЬСИЙ-ПРОФ», ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ» и марку ФОЛЬКСВАГЕН Коммерческие автомобили за помощь в подготовке материалов.