Тверской императорский дворец с 24 ноября 2021 года по 09 января 2022 года предлагает посетить выставку «Княжеское сокровище» из цикла «Первенствующее сословие: высшее общество Тверской губернии в парадном портрете рубежа XIX-XX веков».
Гостям музея предстанут живописные портреты княжеской четы Ширинских-Шихматовых: Андрея Александровича, вышневолоцкого предводителя дворянства, известного мецената и коллекционера, и его супруги Людмилы Георгиевны (Карловны), урожденной фон Мекк.
Молодая чета облюбовала озерный край на границе Тверской и Новгородской губерний, удобно расположенный на половине пути между столицами. В 1889 г. на берегу озера Имоложье в Вышневолоцком уезде возникла усадьба Островки. Ширинский, создавая ее в расчете на частое пребывание, усиленно формировал «культурный слой» резиденции, перевозя сюда книги и произведения искусства.
Как всякий аристократический дом, усадьба не могла обойтись без фамильных портретов. К сожалению, единственное изображение самого князя Андрея Александровича, происходящее из Островков, носит эскизный характер. Князь, влюбленный в допетровскую старину, представлен в костюме, стилизованном под древнерусскую моду.
Главной героиней усадебной портретной галереи, заняв в ней самое почетное место, стала княгиня Людмила Георгиевна. Ее большой салонный портрет в 1894 г. заказан известному петербургскому художнику Алексею Даниловичу Кившенко. Княгиня представлена им прогуливающейся в березовой аллее в сопровождении собачки. Избранный ракурс позволил художнику избежать сложностей, связанных с психологическим раскрытием образа, и трактовать свою модель как статичный объект в пейзаже, в чем Кившенко чувствовал себя гораздо увереннее.
Портрет княгини Ширинской, словно сошедшей с картинки из модного журнала середины 1890-х годов, оказывается портретом ее прогулочного костюма и любимого шпица и даже портретом усадебного парка.
Создание полотна пришлось на период больших работ по окультуриванию ландшафта Островков. При создании аллей здесь использовалась береза, позже замененная на более благородные породы. Видимо, именно на такой аллее в имении и изображена княгиня. В передаче внешности самой Ширинской художник оказался немногим информативнее фотографа, но своей генеральной цели он, безусловно, достиг. Детали, на которые он сделал ставку, сложились в превосходный великосветский портрет, не лишенный обаяния и наделенный верно расставленными социальными акцентами, хорошо понятными представителям тогдашнего высшего общества.
Возрастное ограничение: 12+.