Да, ты можешь проигнорировать нечестные выборы, ты можешь смириться с невозможностью получать достойную заработную плату за свой непосильный труд, ты, разумеется, оставишь попытки обеспечить своих детей необходимыми благами, а потом ты отвернешься, когда независимые СМИ будут разгромлены.
И внезапно, будто языком трагикомедии написанная, последует массовая волна возмущения. Причина этому введение обязательных QR-кодов? Едва ли. Для нас всех естественно воспринимать государственную власть как силу, существующую параллельно обществу. И это правильно в том смысле, что устанавливаются простые правила игры:
- Мы не участвуем в разделе тех или иных сфер влияния и ресурсов;
- Вы не вмешиваетесь в то, как мы, население, устраиваем свою жизнь;
- А если вмешательство происходит с той или иной стороны, то пусть оно не будет сверх меры.
Чаты приложения WhatsApp с беспокойными мамочками — отдельная вселенная. Немногие из нас выходят с ней на связь. Весь интернет заполнен видеороликами со смешными голосовыми сообщениями из родительских чатов детских садов и школ, домовых чатов и так далее.
Но сейчас эти почти карикатурные образы вдруг становятся авангардом борьбы против ограничения свобод, касающихся каждого из нас. Как к этому относиться? Ответить очень сложно, потому что правила игры нарушены в нестандартной ситуации.
И здесь нет ничего про вакцинацию, про эпидемиологическую ситуацию в стране и мире. Фантастика сегодняшних дней состоит в том, что конспирологи в шапочке из фольги сейчас выглядят адекватней, разумней, чем люди, принимающие решения где-то наверху. Касается это не только России (наш случай можно признать в некотором отношении заурядным).
Даже рэпер Моргенштерн, против которого развернута мощнейшая информационная компания — теми же людьми, со своим числом зверя на лице кажется безобидной жертвой, и его по-своему жаль.
Я был бы плохим автором, если бы проводил параллели между числом зверя (оно же печать антихриста), QR-кодами и прочими новозаветными атрибутами. Такое сравнение просто смешит, ведь QR-код только лишь подтверждает факт вакцинации, ни о каком присвоении персонального номера речи не идет (в масштабах российской цифровизации это просто невозможно, пытаюсь искренне в это верить).
Но когда государство, подобно Левиафану (образ здесь уже ветхозаветный), понижает гражданина до человечка, молящего о пощаде, такого ничтожно малого, становится обидно и страшно. Вопрос «а что они придумают в следующий раз?» повторяется повсюду и столько раз, что приобретает свойство фонового шума.
Остается только надеяться, что дальнейшие поправки к законопроектам о QR-кодах не усложнят жизнь каждому из нас. Ведь те, кто принимают эти законы, всегда имеют возможность их обойти.