Скандинавская мифология
Указанная здесь информация собрана в большинстве своём из основных текстов по мифологии, то есть Поэтической и Прозаической Эдд, некоторые отдельных произведений научного характера, а также совсем немного из исландских саг, которые упоминают скандинавский пантеон. Плюсом к этому было куплено несколько других справочников, которые указывают в своих источниках авторитетные работы.
В мифологии, как и в любой другой, есть ну совсем малозначительные персонажи, кроме имени которых особо и сказать то нечего. Они в список не были включены.
Я допускаю, что определённые моменты были упущены.
Есть 2 вида – горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное предполагает расположение всего мира на древе Иггдрасиль, вертикальное - что Иггдрасиль является центром земли.
Скорее всего мировоззрений было больше. Предоставлю объединённую версию этих двух.
Состоит из 9 миров.
На вершине – Асгард – место, где живут боги рода асов.
Чуть ниже расположен небесный город Альвхейм или Льюсальвхейм.
На земле, в центре, расположен Мидгард.
На северо-западе – Нифльхейм.
На юго-западе – Ванхейм (Ванахейм).
На северо-востоке – Йотунхейм.
На северо-западе – Муспельхейм.
В земле – Свартальвхейм.
Под землёй – Хельхейм (Нифльхель).
1. Асгард. Мир богов рода асы, эйнхериев, валькирий, норн.
Правитель – Один.
Предоставлено 12 богов-асов, тем не менее, их на деле больше, включая жён каждого из них. Делится на множество владений и чертогов, каждое из которых принадлежит определённому асу.
Расы:
Асы – боги основного рода. Произошли от Бора. Выделяют 12 из них – членов Совета Асов. По некоторым данным, все асы могут менять облик по своему желанию, в некоторых же источниках указывается, что конкретный ас обладает способностью превращаться только в определённых существ. Не стареют из-за молодильных яблок, но вполне смертны от физического урона. Если погибнут в бою, тут же воскресятся в Асгарде (вероятно, в Вальхалле), если же их убьют скрытно или противник не оказывает сопротивления, бог-ас отправится в мир мёртвых Хельхейм. В некоторых источниках указывается их количество – 27 известных асов и 22 известных асиньи, но это очень неточная информация.
Дисы или Идизы – божественные девы, духи-хранители, духи судьбы, предсказательницы. К Дисам причисляют Норн, Валькирий, прочих мифических дев. Если завладеть одеждой предсказательниц, то ты берёшь над ними власть.
Норны – богини судьбы. Предсказывают судьбу и определяют её. Аналог мойр из греческо-римской. Чаще всего выделяют 3 основных, но есть и меньшие норны, для каждого человека своя. Вероятно, меньшие норны появились из-за христианизации мифологии и стали аналогами ангелов-хранителей.
Старшие норны - Урд, Верданди и Скульд. Прошлое, настоящее и будущее соответственно. Их обязанности - сохранение Иггдрасиля, которое они поливают водой священного источника.
Валькирии – весьма неоднозначная раса (раса ли?). Девы-воительницы, летают на крылатых конях (или с помощью особых одеяний из перьев птиц) над полем боя и выбирают лучших из павших, чтобы они стали эйнхериями. Крайне сильны, владеют рунами мудрости. Возможно, их сила заключается в их девственности, во всяком случае так было у Брунгильды. Прислуживают Одину на пирах.
Эйнхерии – сильнейшие из павших воинов, избранные валькириями или самим Одином для сражения в будущем Рагнароке. Обитают в Асгарде после смерти, развлекаются пирами и битвами.
География:
Дом богов – Гладсхейм, Чертог радости.
Дом богинь – Вингольв. Чертог блаженства.
Полностью состоят из золота и серебра.
1. Валаскьялв – чертог Одина, огромная башня. Хлидскьялв – его престол.
2. Трудвангар (Трудхейм) – владения Тора. Бильскирнир – его чертог, вмещает 540 лиц.
3. Глитнир – владения Форсети. Судилище богов.
4. Химинбьёрг – владения Хеймдалля, на краю Асгарда. Туда примыкает Биврёст.
5. Брейдаблик – владения Бальдра. Место, где нет порока. Украшен бело-золотыми колоннами.
6. Идаллир – владения Улля. Долина тисов.
7. Ландвиди – владения Видара. Представляет собою тихий лес-сад со множеством цветов.
8. Ноатун – вдадения Ньёрда.
9. Фенсалир - владения Фригг, жены Одина.
10. Сёкквабекк – владения Фригг и Одина. Они там бухают. Возможно, часть Фенсалира.
11. Трюмхейм – владения Скади. Расположена высоко в горах. Самое холодное место в Асгарде.
12. Фолькванг – владения Фрейи, палаты – Сессрумнир. Туда попадает половина эйнхериев по решению Фрейи.
13. Вальгалла (Вальхалла) – обитель эйнхериев, войнов Одина, и валькирий. Закрыт воротами Вальгринд.
14. Гимле – обитель самых достойных умерших людей. Возможно, является аналогом «рая» после христианизации язычества.
15. Радсейярсунд – владения Хильдольва, человека, получившего своё место в Асгарде за свои заслуги.
16. Чертог Судьбы Урд – воды у корня Иггдрасиля, обитель трёх Норн.
. Альвхейм, Льюсальвхейм. Мир светлых альвов.
Правитель – Вёлунд, альв-кузнец.
Единственный известный представитель.
Сама раса точно не определена. Альв является аналогом слова эльф.
Сама раса представляет собою скорее неких духовных сущностей, нежели типичных фэнтези-эльфов, хотя Вёлунд описывается как типичный ас.
Есть определённые источники, частично раскрывающих светлых альвов, но все они имеют меньший вес и созданы уже после появление Старшей (Поэтической) и Младшей (Прозаической) Эдд, которые сами по себе уже довольно поздние источники, так как эта мифология передавалась в основном устно
Мир Ледяных Великанов, потомков инеистых великанов.
Один из двух миров, существовавших в бездне до начала сотворения мира. Мир льдов, тумана, инея и мрака.
Расы:
Инеистые великаны (хримтурсены) – первые живые существа. Крайне опасные твари, обладают очень высоким уровнем манипуляции льдом и холодом, могут вызывать зимы и т. д. Сама раса вымерла, однако остались отдельные представители.
Ледяные великаны – потомки инеистых великанов.
Несмотря на наличие упоминаний ледяных великанов, практически все великаны, связанные со льдом, упоминаются только как инеистые, что даёт право предполагать о тождественности этих рас.
География:
• Хвергельмир, Кипящий Котёл. Место вечного огня, в котором обитает чёрный дракон Нидхёгг и тысячи змей. Из него текут множество рек и одна из них, Гьёлль, соединяет Нифльхейм с Хельхейм.
. Ванхейм.
Мир богов рода ваны. Правитель - Ньёрд или Фрейр.
Ваны – боги плодородия и всего, что связано с природой. Принципиально от асов не отличаются, хотя и являются отдельной расой. Могут иметь с ними потомство. Какое-то время воевали с ними, но затем заключили мир.
6. Йотунхейм.
Мир йотунов.
Правитель – вероятно, Утгард-Локи.
Имеет много зон. Есть леса, степи, равнины. Есть и города, среди которых известен только Утгард
Раса:
Йотуны – великаны, потомки инеистых великанов, первопредок – Бергельмир (в некоторых источниках между Имиром и Бергельмиром имелся ещё один – Трудгельмир). Большей частью существа злые, аспектом льда не обладают. В целом, раса йотунов различна. В большинстве своём представляется чудовищной расой великанов, однако часто встречаются мудрые представители (Мимир), искусные маги (Утгард-Локи) и прекрасные видом йотуны (Мани и Соль). Могут вступать в брак с с асам и рожать с ними потомство, более того, иногда йотуны сами являются богами и воплощением какого-либо аспекта мира.
География:
Частично отделен от Мидгарда Железным Лесом. Соединён с Нифльхеймом рекой Вимур.
oskva.beeline.
Железный Лес
– тёмный лес, в котором отсутствует свет. Населён оборотнями-волками и вёльвами. В нём обитают злые колдуньи и множество тёмных сил. Родина рода Фенрира.
• Утгард – место демонических обитателей с огромной магической силой. Правит этим местом Утгард-Локи, мастер иллюзий и скрытности.
• Родник Мимира – место, где обитает мудрейший йотун Мимир, у которого Один выменял мудрость на глаз.
• Гора Люфьяберг – обитель йотуна-врачевательницы Менглёд. Любая девушка, добравшаяся до вершины, исцеляется от любой болезни. Сам чертог покрыт золотом и имеет золотые колонны. Её чертог защищают врата Трюмгьёлль и ограда Гастропнир, которые непосильны даже богам, а защищает его Фьёльсвинн, слуга Менглёд, и два волка – Гэри и Гифр.
• Каменные горы – место, где обитают горные великаны. Предположительно расположено очень близко к Асгарду.
Вопреки большинству фикшн-произведений, Йотунхейм не является ледяными землями, а сами йотуны не имеют аспект льда. Эти существа гораздо ближе к аспекту земли, в то время как сами земли имеют самые разные зоны.
Оставим остальное на следующую статью.