Третьим (гл. 10) мы рассмотрим контекст диверсифицированной
организации, приобретающим, по мере того как западную экономику
захлестывают волны многочисленных слияний, все большее значение. В
той мере, в какой возрастет разнообразие используемых на товарных
рынках стратегий, явственно проявляется тенденция к увеличению в
организации числа различных подразделений, отделов и структур, что
обусловливает "раздвоение" стратегического фокуса (корпоративный, или
портфельный, уровень, и бизнес, или дивизиональный, уровень).
Четвертый и пятый контексты (гл. 11 и 12 соответственно) относятся к
организациям, которые находятся в значительной зависимости от
специалистов и экспертов. Эти контексты названы нами
профессиональным в случае стабильной среды и инновационным в случае
динамичной среды. Они отличаются тенденцией к диффузии
ответственности в пределах организации, причем иногда ею наделяются
самые нижние "этажи" властной иерархии. Стратегический процесс в
данных контекстах становится все более спонтанным.
Интернациональный контекст (гл. 13) - специфический вариант
диверсифицированного контекста. Географическая диверсификация
требует от мультинациональных компаний умения разрешать противоречия
между национальными потребностями и проблемами и требованиями
интеграции, охватывающей весь мир деятельности, что добавляет к и без
того сложному стратегическому процессу еще один "слой".
Завершает наш контекст-анализ (гл. 14) исследование проблем
управления изменениями, направленными на переход от одного контекста к
другому (что часто принимает форму "культурной революции"), или
движения от одной основной стратегии и структуры к другой в пределах
одного и того же контекста.
При обсуждении каждого контекста мы старались по возможности
полно представить все их основные понятия. Мы намеревались также
описать характерные для контекстов формы организационных структур и
стратегического лидерства, природу процесса формирования стратегии,
включая сюда формы стратегического анализа и соответствующие типы
стратегий (генерические или какие-то иные), естественные для них формы
властных взаимоотношений, культурные особенности, а также природу
конкурентных отношений, отраслевых структур и сопутствующих