Найти в Дзене

ВЕЛЕС ЗИМНИЙ. НАЧАЛО СВЯТОК

Последнее Новолуние перед зимним солнцестоянием, в 2021 году – 4 декабря. (В сокращении, по материалам обзора славяно-русских праздников): Крескин В.Н. "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции" "Новогодний цикл праздников не ограничивался двумя неделями святок, начинаясь задолго до солнцеворота. Этим объясняется, в частности, приуроченность некоторых сугубо новогодних ритуалов к началу декабря…" (Некрылова А. Ф.). Открывает этот период Велес — последнее Новолуние перед зимним солнцестоянием. Нарождавшимся последним месяцем завершался уходящий год. "Какъ въ періодическихъ фазахъ луны древній человѣкъ усматривалъ погибель стараго мѣсяца и нарожденіе новаго, такъ въ закатѣ солнца видѣлъ его смерть" (Афанасьев А.Н.). Следующий после зимнего солнцеворота месяц уже будет знаменовать наступление Новолетия. Святки́ отражают несколько культов: Предков, плодородия, рожденного Солнца. За период двоеверия сакральные дни и ночи стали терять связь с лунными фазами. Приуроченные к ним "яз

Последнее Новолуние перед зимним солнцестоянием, в 2021 году – 4 декабря.

(В сокращении, по материалам обзора славяно-русских праздников): Крескин В.Н. "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"

"Новогодний цикл праздников не ограничивался двумя неделями святок, начинаясь задолго до солнцеворота. Этим объясняется, в частности, приуроченность некоторых сугубо новогодних ритуалов к началу декабря…" (Некрылова А. Ф.). Открывает этот период Велес — последнее Новолуние перед зимним солнцестоянием. Нарождавшимся последним месяцем завершался уходящий год. "Какъ въ періодическихъ фазахъ луны древній человѣкъ усматривалъ погибель стараго мѣсяца и нарожденіе новаго, такъ въ закатѣ солнца видѣлъ его смерть" (Афанасьев А.Н.). Следующий после зимнего солнцеворота месяц уже будет знаменовать наступление Новолетия.

Святки́ отражают несколько культов: Предков, плодородия, рожденного Солнца. За период двоеверия сакральные дни и ночи стали терять связь с лунными фазами. Приуроченные к ним "языческие" ритуалы растворились среди церковных праздников. "Одной из таких микросистем является тройка Варвара, Савва и Николай. Дни памяти эти святых идут один за другим — 4(17).12, 5(18).12 и 6(19).12 соответственно, — и являются единым комплексом праздничных дней не только в русской культуре, но и у других славянских народов. Ритуальные действия и поверья, связанные с этими праздниками, не только схожи, но и взаимосвязаны" (Голикова Д. М.).

У восточных Славян, в основном, начало визитов Полазника приурочено к церковному "Введению" (21 ноября/4 декабря). "В некоторых украинских селах информаторы объясняют: Введение — это праздник, когда вводят в дом полазника-животное. Такое объяснение свидетельствует о том, что народный обряд не имеет ничего общего с церковным праздником Введения девы Марии во храм и приурочен к этому дню случайно" (Усачева В. В.). "На западной Украине гадали о благополучии грядущего года по первому посетителю, пришедшему на Введение [21 ноября/4 декабря]" (Толстая С.М.). В Сербии, Словении и украинских сёлах восточной Словакии прихода полазника ожидали утром Андреева дня — 13 декабря (в современном стиле); в восточной Македонии и Лесковацкой Мораве — 17 декабря, в день Варвары. Во всех случаях приход Полазника из иномирья начинается до окончательного угасания Солнца.

В связи с тем, что это новолуние около зимнего солнцестояния носит "плавающий" характер, его обрядовая составляющая, относившаяся к Велесу, постепенно закреплялась также за церковными Филипповским заговеньем (27 ноября), Николаем (19 декабря), Михаилом (21 ноября), Фёдором (24 ноября, — все даты в современном стиле). Не случайно Николай-Микола-Михаил в преломлении сознания нашего предка являл собой образ либо посредника между богом и людьми, либо замещающий его Велес был и остался Богом в пантеоне Славян: "Микола на Руси в основном сменил и заменил "скотьего бога" Волоса" (Клейн Л. С.). "Можно предположить, что объединение св. Николая с Волосом — Велесом, с одной стороны, и со св. Михаилом, с другой, — способствовало объединению с Волосом св. Михаила…" (Успенский Б.А.).

-2

Важность чествования Велеса в период, предшествующий повороту Солнца и близость с днем Марены отмечены у всех славянских народов. "Вследствие хронологической близости дней памяти и общности ритуальных обрядов в народном сознании между святыми начинают устанавливаться родственные связи. В Полесье, например, Савва и Никола — братья Варвары, а у болгар — Савва и Варвара — сестры Николы, при этом праздник в честь Николы Зимнего воспринимается как наиболее важный: болг. "Варвара вари, Савва стои, а свети Никола обира праздници"…; рус. "Лучше не саввить и не варварить, а пониколить" (Голикова Д. М.).

С.В.Максимов, описывая постепенно исчезающий, а в древности — насыщенный застольями Михайлов день (21 ноября в совр. стиле), отметил "велесово" одеяние собравшихся: не смотря на жару и духоту в избе, "у всѣхъ на плечахъ овчинные полушубки или теплыя поддевки".

У Западных Славян ряженый "Николай", несмотря на грозный вид, приобрел репутацию "одаривателя". Ещё в XVI–XVII вв. он сохранял свой языческий облик, наследованный от Велеса: "…в мохнатом кожухе, подпоясанный соломенным жгутом, обвешанный бронзовыми колокольчиками" (Виноградова Л. Н.). Такую же пёструю картину представляет и его свита, "ряженая в старые кожухи, с масками на лицах, воловьими рогами на головах. Переходя от дома к дому, они производят страшный шум, подражают голосам животных, звенят цепями, пугают прохожих. "Это были очень многолюдные, шумные, пугающие своим агрессивным поведением шествия, которые продолжались несколько дней подряд. <…> "Микулашами" называли всех участников этих обходов — самого "Николая", а также "черта", "медведя", "козу", "аиста" и любые другие маски" (там же), которые создавали вокруг невообразимый шум.

-3

Святки́ содержат в себе переходный момент — возрождение Солнца, но их название не связано с нарастанием продолжительности дня. Например, "Зелёные Святки" относятся к весенне-летнему комплексу праздников. "По архаичным представлениям, сберегавшимся коллективной памятью православных крестьян-землепашцев, ответственными за средоточие и плодородие растительных сил земли были души предков или святьё. Святьё у русских и белорусов — это собирательное название душ усопших предков каждого крестьянского рода, всей общины в целом" (Тульцева Л. А.). Установленные церковью недели "святых праотец" (за две недели до Рождества) и "святых отец"(за неделю) посвящены памяти родоначальников еврейского народа и предков Христа (Т.В.Ицкович). Но ряженые, приходящие в дома на Святках, никак не относились к библейским образам Авраама, Исаака, Сарры, Рахиль и других святых.

Велесово время несет с собой завершение солнечного года и в этой связи является опасным, переходным. Обрядовый комплекс носит функцию замыкания, завершения предыдущего цикла существования и в то же время содержит "своеобразное "зерно" нового миропорядка, приход которого уже "наступает" (Гайсина Ю. В.).

©В.К.

©В.К. Подписывайтесь на статьи о народных праздниках, группа "Праздьнъ в традиции":
ВКонтакте
Фейсбук

#велес #святки #новолетие #язычество #ряженые #деньвелеса #велесзимний #викторкрескин #народныйпраздник #языческийпраздник