Куда идти, что делать и как помочь себе самому и жертвам насилия — рассказывают авторы книги «Так будет не всегда»
25 ноября прошлого года в День борьбы с домашним насилием в открытом доступе появилась книга «Так будет не всегда»преподавателя департамента психологии НИУ ВШЭ Анны Край и соосновательницы движения «Психология за права человека» Ольги Размаховой. К такому важному проекту удалось привлечь большое количество людей из самых разных областей, которых объединяет одна общая цель. Так в создании экспертных материалов поучаствовала Алена Попова, соавтор законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия, Надя Толоконникова, участница группы Pussy Riot, основательница интернет-издания «Медиазона», Саша Митрошина, блогерка, соосновательница сети помощи жертвам домашнего насилия ТыНеОдна, художница и феминистка Ника Водвуд и многие другие исследователи и активисты.
В введении авторы предупреждают: в книге не будет редактуры (читайте: цензуры) — вместо этого правдивые истории жертв насилия от первого лица и профессиональный опыт всех тех, кто сталкивался с обсуждаемой проблемой лично. В предисловии это доказывает Алена Попова, она честно делится тем, как была слепа по отношению к семейному насилию, считая это типичным атрибутом маргинальной семьи. Так было до тех пор, пока она не увидела синее от побоев тело подруги — вполне состоятельной и с высшим образованием.
«Насилие, как я теперь знаю и всем говорю, не зависит от пола, возраста, вероисповедания, материального достатка или матримониального статуса: насилие в насильнике, — пишет в книге Алена, добавляя немного о ситуации на сегодняшней день в нашей стране. — За последние 10 лет закон о домашнем насилии в разных вариантах вносили 30 раз. Но никогда он не был вынесен на пленарное заседание Государственной Думы РФ».
Почему это важно
Усилия феминистского движения с каждым годом оправдываются все сильнее — проблемы бытового насилия придают огласке в медиа, киноиндустрии, литературе. Как следствие, душераздирающие истории сестер Хачатурян, Маргариты Грачевой, Дарьи Рубцовой, Кристины Шидуковой, Марем Алиевой, Валерии Володиной перестают быть поводом вспомнить абсурдную русскую поговорку в стиле «бей бабу молотом — будет баба золотом». Это становится весомой причиной для всех женщин нашей страны, которым надоело мириться с целой системой подавления, выйти на одиночный пикет, написать пост в соцсетях о собственном травматичном опыте, стать волонтеркой кризисного центра в своем городе, подписать петицию в поддержку жертв, которые не в силах добиться защиты от государства, или написать собственную книгу.
«Это уже второе мое сотрудничество с Ольгой Размаховой — после книги «Социальные тревоги и фобии: как выглянуть из-под мантии-невидимки» мы поняли, что писать подобные работы можно, они расходятся и их стоит выкладывать в бесплатный доступ. На фоне последних двух лет тема домашнего насилия начала звучать в медиапространстве по-другому. Все это благодаря активной деятельности Мари Давтян, Алены Поповой, Оксаны Пушкиной, других активисток и блогерок. Тогда мы поняли, что никакого собирательного материала на русском языке нет — есть много зарубежных статей и книг, но все они про опыт жертв насилия. Так как мы психологи, нам хотелось сделать работу с профессиональным взглядом на эту проблему: рассказать, что такое насилие, каким оно может быть, как люди могут себе помочь и куда они должны обратиться, а не просто перечислить истории, с которыми к нам приходят клиенты», — рассказала Vogue Анна Край об идее написания книги «Так будет не всегда».
Она добавляет: «Мы с самого начала решили поместить книгу в открытый доступ — средства собрали на краудфандинге всего за день. В декабре выйдет и печатная версия для тех, кто хочет иметь ее на бумаге или не любит читать электронные книги».
Объективную статистику, которая отразила бы все особенности и подвиды насилия в семье, найти не так-то просто. По информации Росстата, от домашнего насилия пострадала каждая пятая женщина в нашей стране. Согласно зарубежному отчету, такие же цифры наблюдаются и во всем мире: примерно одна из пяти девушек переживала физическое или сексуальное насилие со стороны партнера. Исследование «Медиазоны» приводит такие данные — 79 процентов российских женщин, осужденных за убийство, убили тех, кто применял к ним домашнее насилие.
Соавторка книги Анна Край уверена, что смысл знаменитой притчи «Так будет не всегда» идеально вписывается в контекст проблемы домашнего насилия. «Мне бы хотелось, чтобы люди воспринимали эту книгу как протянутую руку помощи. Чтобы они увидели, что существуют специалисты, которые готовы заниматься этой сложной проблемой, открыто заявлять, что нам нужен закон о домашнем насилии, оказывать психологическую и открыто говорить о проблеме, не боясь при этом осуждения. Насилие не может быть истреблено, потому что это очень широкий конструкт: оно есть со стороны государства, начальства, идеологий. Противодействие ему в каком-то роде и есть двигатель прогресса в обществе. Название книги говорит о том, что люди, которые подвергались насилию, или осознали себя авторами насилия, могут иметь возможность работать над собой и выйти из этих ситуаций. Они имеют право быть принятыми в обществе со своим мнением как равные», — говорит нам Анна.
Каким бывает домашнее насилие
Согласно Американской психологической ассоциации (APA), домашнее насилие может включать в себя физическое, сексуальное, репродуктивное, экономическое, материальное и психологическое насилие. Возможных комбинаций этих видов в одной конкретной семье — великое множество. Соответственно, от побоев, изнасилований, принуждений к рождению детей, ограничения свободы, унижений или угроз человек может переживать целый спектр различных последствий.
Та же Психологическая ассоциация выделяет такие из них, как депрессия, суицидальное поведение, тревожность, изоляция от общества, нарушения сна и пищевого поведения, ухудшение здоровья и многое другое в зависимости от тяжести переживаемого. И конечно, на скорость и успешность проживания травмы влияет множество факторов. Например, в книге есть целый раздел, который рассказывает о тех, кто подвергается насилию сегодня. В него авторы включили женщин, детей, инвалидов, пожилых, мужчин, ЛГБТИК+. Насилие над каждой из групп имеет свои характерные особенности, и вместе с тем их объединяет между собой то, что они в равной степени недопустимы в любом обществе. Красной строкой по всей книге проходит мысль авторов и приглашенных экспертов о том, что после домашнего насилия есть жизнь — и довольно счастливая. Оставить весь ужас в прошлом как раз и помогают организации и специалисты (им в конце посвящен целый раздел, так что без помощи вас не оставят).
Как помочь человеку, который переживает насилие
Авторы дают четкую и подробную инструкцию по тому, как работать с женщиной, которая пострадала от домашнего насилия:
- Работа с пострадавшей должна осуществляться в безопасном месте, недоступном для обидчика, где ничто не напоминает ей об обидчике.
- Принцип взаимного доверия в этом случае играет большую роль. Излишняя критика, осуждение и недоверие могут вызвать вторичную травматизацию.
- Необходимо не ограничиваться только психокоррекционной работой — в случае с жертвами жестокого обращения необходимо также информировать пострадавшую о ее правах.
- Женщина, находившаяся долгое время под влиянием деспотичного партнера, часто утрачивает чувство контроля над своей жизнью, именно поэтому необходимо обговорить возможные варианты решения проблемы с женщиной, но конечные варианты она должна принимать сама.
Как бороться с домашним насилием самостоятельно
Первый шаг на пути к самопомощи, по мнению психологов, это осознание проблемы. Если периоды затишья регулярно сменяются насильственными действиями по отношению к вам — не тешьте себя иллюзиями и верой в лучшее. Начните действовать прямо сейчас. Специалисты советуют составить четкий план по собственному спасению и придерживаться его.
Во-первых, узнайте больше о насилии и его проявлениях, чтобы понять тяжесть вашей ситуации, а главное — осознать, что причина не в вас.
Во-вторых, подготовьтесь к выходу из отношений — накопите для этого материальные и эмоциональные ресурсы. Это необходимо для того, чтобы сделать болезненный шаг раз и навсегда с минимальным для себя ущербом.
В-третьих, приняв окончательное решение уйти, следуйте четкому плану. Обеспечьте себе безопасное место, защиту и поддержку от близких людей или профильной организации.
В-четвертых, определите для себя, как выстраивать жизнь дальше. Приготовьтесь к тому, что вас ждет долгий путь восстановления, который потребует как внутренних ресурсов, так и поддержки извне.
Что может помочь борьбе с домашним насилием в России
Избавиться от болезненных флешбэков, понять, как избежать насилия, развить эмпатию, отрефлексировать свой опыт и даже определить границы жестокости в своем поведении, по мнению авторов книги, поможет библиотерапия. Этот термин ввел в 1916 году американский ученый Сэмюэль Крозерс, а одно из первых использований книг в лечебных целях было зафиксировано еще в 1272 году. К XVIII веку этот метод психотерапии распространился в больницах Европы, где конкретному заболеванию предписывался определенный жанр литературы. В книге «Так будет не всегда» авторы приводят список рекомендованных художественных и научно-популярных книг, которые помогут глубже разобраться в теме домашнего насилия.
В борьбе против насилия помогает и уличный активизм. Акции протеста могут принести реальную пользу, привлекая внимание общества и государства к проблеме, а также улучшить психологическое состояние самих участниц, ведь заявить о своей позиции во всеуслышание требует большой внутренней работы. Примером таких важных инициатив является парижское движение «Расклейщицы», которое начала Маргарита Стерн летом 2019-го. После ее призыва расклеивать по городу листовки, которые будут привлекать внимание к насилию и убийствам по половому признаку, к инициативе присоединилось больше полутора тысяч неравнодушных активисток. В России же стоит вспомнить мирную акцию «Поругайся со мной» питерской художницы Катрин Ненашевой. Она встречалась с людьми весной 2020-го, рассказывая о домашнем насилии и призывая обсуждать с ней конфликты в семье, чтобы вместе попытаться их решить.
Искусство, по словам Нади Толоконниковой, важный инструмент в руках угнетаемых групп. «Искусство — суперметод ненасильственного сопротивления и, более того (потому что одним лишь сопротивлением мир не изменишь), провозглашения своих ценностей. Если у меньшинства нет никаких системных рычагов влияния на политическую систему, но есть искусство, то, имея одно лишь искусство, они вполне способны переписать правила, по которым функционирует мир. Искусство хорошо тем, что тебе не нужно иметь миллион или кресло в парламенте, чтобы переписывать правила, законы, ценности, понятия о нормальном», — говорит участница группы Pussy Riot.
Различные его формы могут иметь и терапевтический эффект. Например, спектакль «Абьюз» в Центре имени Мейерхольда показывает, как один тиран в семье может разрушить сразу несколько жизней. Если после него зрительницы, увидев свою ситуацию как бы со стороны, смогут выйти из порочного круга насилия и начать новую жизнь, как смогла героиня в исполнении Варвары Шмыковой, то что это, если не величайшая сила искусства? Кроме этого, творчество может исцелять и самого творца. Об этом в книге пишет Толоконникова: «Год назад я написала несколько песен, отправной точкой которых послужил мой опыт домашнего насилия. Во-первых, эти песни были для меня самотерапией — я знаю, что если пропустить травму через искусство, то в тебе родится здоровое отстранение от травмы (потому-то я и бесконечно пишу о вещах, меня ужасающих — ментах, тюрьмах, пытках, домашнем насилии, убийствах политических активистов). Во-вторых, песня, рожденная из опыта домашнего насилия, возвращает мне голос и выводит меня из пассивного залога в активный, я больше не жертва, а нарраторка, это дает мне контроль над моей жизнью».
Придать проблеме домашнего насилия огласку под силу блогам в интернете. Об этом в книге рассказывает Саша Митрошина. Силу соцсетей и освещения правильных вещей в них переоценить нельзя. «Я часто получаю сообщения о том, что благодаря моим постам люди точно так же узнали о масштабах и особенностях проблемы, как это произошло раньше со мной. Подсчитать точное количество сложно, но как-то я проводила опрос, и несколько десятков тысяч девушек ответили, что в результате подписки на мой блог стали феминистками», — пишет Саша, приводя несколько советов тем, кто планирует начать заняться киберактивизмом. Прежде всего не стоит думать о том, что без большой аудитории вы останетесь неуслышанными: если ваш пост прочтут знакомые, то это уже большой вклад в общее дело. Также нужно быть готовым к осуждению от того самого окружения — Саша уверена, что это нормально, ведь любые изменения в обществе болезненны в самом начале. И наконец, установите границы своего активизма: спросите себя, сколько времени и усилий вы готовы посвящать и на что именно.
«Мне кажется, наиболее практической частью, о которой вовсе не пишут, является раздел, где мы подробно отвечаем на вопросы, как поддержать себя и что делать, если вы подвергаетесь насилию. Также важным было дать рекомендации и самим авторам насилия, что тоже встречается крайне редко, а на фоне движения #MeToo и кэнселинга звучит немного иначе, чем могло бы», — делится с нами Анна Край.
Еще раз прикрепляем ссылку на книгу «Так будет не всегда» и надеемся, что вам никогда не придется пережить все то, о чем рассказывают в ней авторы и эксперты.