Найти тему

Танцующая в темноте: дотанцевать до виселицы

Танцующая в темноте (2000). Режиссёр: Ларс фон Триер. В главных ролях: Бьорк и Катрин Денёв
Танцующая в темноте (2000). Режиссёр: Ларс фон Триер. В главных ролях: Бьорк и Катрин Денёв

Что послушать, пока читаете статью: Bjork - 'Selmasongs' (альбом, 2000), Bjork - 'Vespertine' (альбом, 2001)

Весь киномир знает Ларса фон Триера как бескомпромиссного и очень прямолинейного режиссёра-экспериментатора. Его последняя работа (не могу сказать ни 'крайняя', ни 'последняя на сегодняшний день', ибо 'Дом, который построил Джек' - это очень смачный плевок в сторону благодетельного общества, в котором (конечно же) совсем нет мещан (сарказм) - хвост артхаусного Оуробороса, который встретился с головой мифического змея, осёдланного Триером. Конец так конец, чего уж там.

Ларс фон Триер собственной мизантропической персоной
Ларс фон Триер собственной мизантропической персоной

Вышедший в 2000 году на большие экраны фильм 'Танцующая в темноте' не то, чтобы наделал шума (артхаус в принципе достаточно молчаливый и относительно безэмоциональный жанр), но имел эффект гвоздя, прочно забитого в черепную коробку любого, кто посетил киносеанс. Казалось бы, история, складно вышитая режиссёром с помощью небезызвестных Бьорк, Катрин Денёв, Дэвида Морса, Петера Стормаре, Шивон Феллон и Стеллана Скарсгарда (двое последних весьма любимы Триером и не раз появляются в его фильмах) должна была качнуть публику, словно порыв ветра реальности, сметя розовые очки масс-медийного производства, но... Давайте по порядку.

Бьорк в роли Сельмы и Катрин Денёв в роли её подруги Кэти. Ударницы производства, оттанцевавшие к трагедии главной героини
Бьорк в роли Сельмы и Катрин Денёв в роли её подруги Кэти. Ударницы производства, оттанцевавшие к трагедии главной героини

'Танцующая в темноте' - замыкающий фильм в трилогии 'Золотое сердце' (две первых картины - это 'Рассекая волны' и 'Идиоты'). Эта трилогия, впрочем, не единственная у Триера: после завершения этого проекта, режиссёр планировал заняться производством новых трёх фильмов с разным сюжетом, но снова одной объединяющей темой - 'США - страна возможностей'. Два фильма этой новой трилогии - 'Догвилль' и 'Мандерлей' - были сняты и выпущены в прокат, а вот судьба третьей картины (под названием 'Вашингтон') осталась невнятной (не снята до сих пор и её производство, видимо прекращено раз и навсегда).

Прекрасная Николь Кидман на не менее прекрасном постере филма 'Догвилль'
Прекрасная Николь Кидман на не менее прекрасном постере филма 'Догвилль'

Итак, 'Танцующая в темноте'. Сейчас сложно представить кого-то другого в роли Сельмы Жесковой вместо Бьорк. Когда смотришь фильм, видишь максимальную органику в касте и в игре актёров (до премьеры картины Триер хотел выпустить документари 'Сотни глаз' о съёмках 'Танцующей в темноте', чем вызвал гнев певицы и даже попытки последней подать на него в суд). И Бьорк веришь. Веришь всем своим существом. Грустно, что это был первый и последний фильм с её участием (я не беру в расчёт психоделические кинозарисовки 'Нарисованной уловки 9' Мэтью Барни, экс-супруга Бьорк, так как речь идёт об артхаусном, но всё же сюжетном кино). Эта история не стоит никаких строк и изложений, картину непременно нужно смотреть, переживать всё происходящее на экране вместе с героями. Убедительной реальности способствовала и весьма оригинальная техника съёмки, которую Триер использовал не только в этом фильме: камера словно свободно парит в воздухе, никаких штативов и фиксаторов, будто кто-то устал её держать и съёмка ведётся с подёргиваниями и смещениями, отсылая к непрофессиональной операторской работе. Об этом осознанном приёме, кстати, можно почитать в манифесте Ларса 'Догма 95', но сейчас не об этом.

Сельма и сын. Тихий семейный вечер
Сельма и сын. Тихий семейный вечер

В центре истории - трагедия главной героини, которая напрямую касается её сына. Но Триер не был бы Триером, если бы не наложил трагедию на трагедию, увеличив и без того драматический градус в несколько раз. Герои фильма связаны этой трагедией в квадрате, страдают все, кульминация наступает в зале суда, а потом... Потом вам придётся вместе с Сельмой сделать 107 её последних танцующих шага на эшафот. Убить главную героиню - непременное условие этого фильма. Это, собственно то, ради чего всё и затеивалось. Обнажить её агонизирующее сердце, отливающее золотом. 'Золотое сердце' - трилогия о тех, кто готов жертвовать всем ради других. Эта идея проходит острой иглой через все три фильма, намертво сшивая их между собой.

107 последних шагов Сельмы
107 последних шагов Сельмы

Если вы будете плакать во время просмотра 'Танцующей в темноте' - это нормально и естественно. Ведь именно слёзы делают из нас эмпатов. Кого-то в большей, кого-то в меньшей степени, но делают же. Да, справедливость в этом мире, как показывает Триер - чисто субъективная история, и Фемида всё равно подглядывает из-за своей повязки на тех, кого судит. Поэтому вернёмся на несколько абзацев вверх, к тому самому 'но': человек не всегда способен посмотреть внутрь себя, а сделать это через фильм артхаусного гения - практически нереально, потому что тогда придётся себя препарировать, а это занятие, увы, слишком болезненно и адски мучительно. Посмотрите этот фильм, чтобы ответить на вопрос: ваше сердце имеет хотя бы грамм золота?

Уставшие, но довольные статьёй Сельма и Квальда
Уставшие, но довольные статьёй Сельма и Квальда