Найти тему
Магия кино

Макетная Франция «Французского вестника»

Действие нового фильма Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» разворачивается в вымышленном французском городе, улочки которого – работа немецкого модельмейкера Симона Вайссе. Его берлинская студия делала макеты для «Фантастического мистера Фокса», «Острова собак» и «Отеля «Гранд Будапешт».

Понятно, что сегодня все это можно сделать с применением компьютерной графики, но Уэс хотел макеты – это часть фирменной эстетики Андерсона. Дизайн всех его интерьеров и городских пейзажей – тщательно выверены и выстроены, в них нет ничего лишнего или случайного – все работает на картинку. Такое не всегда можно снять на локации, поэтому Андерсон делает свои фильмы в студии.

Несколько месяцев потребовалось студии Вайссе для создания 20 мактов для фильма «Французский вестник», среди которых огромная вывеска, городские кварталы, несколько интерьеров и разрезанный напополам грузовой самолет.

Вайссе и его работа
Вайссе и его работа

Студия работает в неформальном режиме, люди Вайссе – фрилансеры. Обычно в студии трудятся шесть человек, но, если потребуется, он может созвать до 30 мастеров, а иногда заказ требует и его собственных рук.

Вайссе вырос во Франции, начал работать над эффектами в конце 80-х. Его отец работал фотографом и смог найти сыну работу в кинопроизводстве. Несколько небольших проектов привели к большому – фильму Терри Гиллиама «Приключения Барона Мюнхгаузена» (1988), в котором можно увидеть большой спектр разных иллюзий и множество макетов.

Британская съемочная группа взяла Вайссе под свое крыло и предложила новый опыт – работу в немецком проекте – сиквелах сказки «Бесконечная история», где Вайссе трудился под руководством легендарного Дерека Меддингса.

Макет фасада из «Отеля «Гранд Будапешт»
Макет фасада из «Отеля «Гранд Будапешт»

«Меддингс – крестный отец макетной съемки», – отмечает Вайссе. Там он понял, что строя маленькие объекты для кино можно сделать целую карьеру. Мастер открыл маленькую студию в Берлине, рядом с самой большой киностудией в Европе.

В 90х он сделал несколько больших проектов, в том числе – фантастическая лента «Сквозь горизонт» в 1997. Фильм стал большим пунктом в карьере Вайссе, но одновременно появился софт для 3D моделирования, с помощью которого можно было генерить те же кадры быстрее и дешевле. И работы поубавилось.

Но запрос на макеты все-таки не исчез до конца. Берлинская студия Studio Babelsberg время от времени продолжала их заказывать. Правда, основная работа приходилась на реквизит: Вайссе мастерил бутафорское оружие для экшн фильмов. Он делал реквизит для таких картин, как «Облачный атлас» или «Охотники на ведьм». И в последнее время упор именно на реквизит. Но тут появился Уэс Андерсон, который снимал «Отель «Гранд Будапешт» в немецком городе Герлице в нескольких часах езды от Берлина, и ему понадобилось несколько макетов, включая внешний вид отеля. Он позвонил Вайссе.

Симон Вайссе за работой
Симон Вайссе за работой

Команда модельмейкеров работала по наброскам художника-постановщика картины Адама Стокхаузена, по его задумке были нужны богато украшенные, ярко розовые элементы европейской архитектуры 17 и 18 века, из которых и создали этот красивый горный курорт. Предполагалось снимать макет на общих планах вида локации. Модельмейкеры использовали широкий спектр материалов от проволоки до 3D печати, получив искусный архитектурный арт-объект.

«Я всегда любил макеты, – сказал Уэс Андерсон в интервью газете New York Times в 2014 году. – Просто обожаю это олдскульное искусство».

Сейчас Андерсон снимает новый фильм, в котором тоже будут модели Вайссе.

Интерьер для «Фантастического мистера Фокса»
Интерьер для «Фантастического мистера Фокса»

Эти макеты выглядят хорошо не только на камеру, в музее им тоже самое место. Макет «Гранд Будапешта» объехал весь свет, и выставлялся даже в Музее кино и миниатюр в Лионе, Франция.

Этот музей посвящен физическим объектам искусства, которые показывают процесс создания магии кино. Среди экспонатов ховерборд из «Назад в будущее», костюмы из разных супергеройских фильмов и целый фрагмент миниатюрного города, взорванного по ходу съемки. Эта коллекция показывает преимущества физических макетов перед компьютерной графикой.

-5
-6

«Компьютерная графика произвела революцию, и многие практические технологии спецэффектов были заменены ею, хотя графика выглядела ужасно, – говорит Лори Курбье, менеджер коллекции и выставочной деятельности музея. – Сегодня графика выглядит отлично, но в своем дешевом варианте напоминает компьютерные игры. Ничто не выглядит реалистичнее, чем реальный объект, пусть даже миниатюрный».

В музее проходили выставки работ Вайссе – интерьеров из «Фантастического мистера Лиса» и макетов из «Отель «Гранд Будапешт». Музей планирует новые выставки – по «Острову собак» и даже – «Французскому вестнику».

-7
Город на берегу реки
Город на берегу реки

«Часто макеты используют для коротких вставок, или для каких-то краткосрочных эффектов, – продолжает Курбье. – Но работы Симона – не только эффекты. Они так искусны, что становятся частью дизайна декораций».

Сегодня макеты часто попадают в музеи, и возникает вопрос – они там, потому что мастерски сделаны, или потому, что это исчезающая история кино?

Холм вдали
Холм вдали

Модельмейкер Питер Мюлненкамп ставит к миниатюрной стенке крошечный велосипед с крыльями над тонкими резиновыми трубками, передними и задними фонариками и кожаной сумкой над задним колесом. 30-сантиметровый объект сделан их тонких металлических трубок и крошечных деталей из пластика. На нем могла бы кататься Барби. Это – одна из 20 моделей, сделанных для «Французского вестника» командой Вайссе. На велосипеде есть даже деталь, которую мы вряд ли заметим – на крошечном закрепленном на руле блокноте с ручкой есть список покупок. Он содержит то, что по представлениям немцев, покупают во Франции: красное вино, сигареты и багет.

-10

Мюленкамп – один из старейших мастеров в команде. Его опыт включает театральную деятельность, и трехлетний курс обучения в Англии, посвященный техническому мастерству и спецэффектам для кино и телевидения. Он также умеет моделировать на компьютере.

Вайссе знает, что компьютерные программы и 3D принтер не могут сделать всего. Это всего лишь один из инструментов. Сегодня зрители заново открывают макетное искусство, несмотря на развитие компьютерных технологий, макеты все еще работают в кино – они могут быть частью комбинированной техники из CGI, реальной декорации и миниатюры.

Одна из крупных работ студии Вайссе для «Французского вестника» – девятиметровая улица, ставшая задником для сцены, снятой в миниатюре с помощью покадровой анимации. Это череда слипшихся домиков, торговые киоски и холм на заднем плане, весь покрытый разномастными крышами. Пейзаж построен с использованием метода усиленной перспективы и будет снят камерой. В кинотеатре проектор спроецирует это изображение, увеличив его в десятки раз.

Станция метро
Станция метро

Баланс масштабов – от большого к маленькому – это трюк. Важно найти правильный размер, чтобы объекты не выглядели игрушечными, и снять так, чтобы объекты казались огромными.

Во «Французском вестнике» часть миниатюрных объектов – всего лишь часть декорации. Сегодня эта технология называется digital set extension – цифровое расширение декорации. Но здесь вместо цифры применяют олдскульный метод – впечатывают в нужное место кадра соответствующим образом отснятый макет. Это очень старая техника (в советском кино она называлась «последующая домакетка»). Раньше это делали с помощью домакетки или дорисовки, которая расширяла горизонт. Сейчас все это делают на компьютере.

Кухня
Кухня

«Но сегодня многие люди хотят увидеть картинку, от которой получат ощущения аналоговых технологий, – говорит оператор комбинированных съемок Тристан Оливер. – Мы приняли новые технологии, и процесс стал быстрее и проще. Но сами макеты совсем не изменились».

Использование новых технологий расширяет возможность применения старых техник в новых фильмах. Например, студия Вайссе провела несколько месяцев на съемках ленты «Матрица: Воскрешение». Возможно, макеты будут на экране всего несколько секунд – после нескольких долгих месяцев работы. Но это не важно – если фильм хороший, все будет на пользу исчезающему искусству.

Сам Вайссе не собирается уходить на пенсию – ему хватает работы в кино. Кроме того, старики ищут молодые таланты, чтобы передать свои знания. Дочь Вайссе, Люси, уже несколько лет работает в его студии, и постепенно становится серьезным модельмейкером.

«Мой отец говорил мне, а я – своей дочери: никогда не работай в кино, – смеется Вайссе. – Но идти вопреки советов старших – это тоже семейная традиция».

#vfx #спецэффекты #Французский вестник