Во второй половине ХХ века кино переживало небывалый подъем: итальянский неореализм, французская «Новая волна», советское интеллектуальное кино, казалось, открывали новые перспективы искусства. Кино стало теснить Театр, а деятели искусства все чаще стали предсказывать скорую гибель Театра, погубит который невыгодное сравнение с молодым искусством Кино. Самым авторитетным в этом споре был голос выдающегося мастера кино Михаила Ромма, автора бесспорных киношедевров «Пышка», «Тринадцать», «9 дней одного года» и «Обыкновенный фашизм»!
Ромм предсказывал близкую и неизбежную гибель традиционного Театра, на смену которому неизбежно придет стремительно развивающееся Кино. Упор в этом споре делался на все возрастающие технологические возможности кинематографа и на архаичные, устаревшие театральные приемы. Было время, когда Театр вроде остановился в своем развитии, эксплуатируя давно найденные приемы. А в кино постоянные открытия: крупный план, позволяющий показать лицо героя во время монолога или тяжелого раздумья. Но в конце 50-х годов ХХ века происходит настоящий взрыв: В Москве возникает и становится лидеромсовременного искусства театр с символическим названием СОВРЕМЕННИК! Новая драматургия, новые артисты новые способы общения с публикой, отсутствие «театральности», непосредственный контакт и достоверность происходящего.
В середине 60-х на театральную сцену ворвалась новая драматургия: Бертольд Брехт НА ТАГАНКЕ. Новый театр стал напрямую обращаться к зрителю напрочь отвергая пресловутую четвертую стену, якобы отделяющую актера от зрителя. И зритель потянулся к этому Театру!
В Театре Ленинского Комсомола явилась поразительная режиссура А. Эфроса и за ним потянулись новые актеры. Театр ожил и стал центром притяжения для думающей публики.
А что же кино? На протяжении долгого века кино постоянно усложнялось и искало новые выразительные средства. От живых картинок и забавных сценок, кино перешло к сюжетным фильмам. С появлением звука, кинематограф стал вторгаться в сферу влияния театра, оставаясь все-таки более демократичным, но менее художественным произведением.
Гонка продолжалась! Бесконечное усложнение технологий, использование новейших научных открытий на ниве кинопроизводства, дает все-таки весьма скромный результат: набор трюков, спецэффектов, не приводит к существенному развитию кинематографа. Все это остается набором трюков и спецэффектов в прежних рамках. Попытки поразить зрителя масштабом изображения рождает исторические костюмные блокбастеры, демонстрируемые на широком экране.
Но мода на них достаточно быстро проходит. Увеличение размера экрана, многотысячные «армии статистов», не меняют сути происходящего. Где же ищет пути развития современное кино? В попытках создания хотя бы иллюзии обратной связи между актером и зрителем – в интерактивности действия.
Другими словами, кинематографу требуются огромные усилия и затраты для того, чтобы создать иллюзию того, что составляет естественную сущность Театра – живое искусство, возникающее здесь и сейчас, единственным и неповторимым образом.
За многие века никак не устарела притча, рассказанная Лопе де Вега и повторенная Немировичем-Данченко: «Можно построить великолепное здание, прекрасно его осветить и отопить, собрать оркестр, художников, назначить великолепного администратора, директора, — и всё-таки театра не будет. Будет только здание, хорошо обслуживаемое. А вот на площадь придут три актёра, положат на землю коврик и начнут играть — и театр уже есть».
Этого достаточно, чтобы возникло чудо Театра! Актер и зритель, действующий и наблюдающий за действием! А все технические приспособления, добавленные к этому (освещение, усилители звука и фонограммы, сценические механизмы и т. п.) не меняют главного: актер, на глазах у зрителя представляющий действие, произносящий текст, написанный поэтом – вместе со зрителем создает представление, рождающееся здесь и сейчас, единственный, неповторимый объединяющий миг настоящего искусства.
За многие века Театр изменился мало: и все изменения - в области технологий. Но главное: волшебное пространство актер-зритель остается неизменным.
А вот кино пытается меняться постоянно, все новые достижения науки и техники привлекаются для кинопроизводства. «Живые» картинки «Великого немого» научились говорить, петь, становились цветными и стереоскопическими, оставаясь раз и навсегда записанной пленкой. Наконец пришла цифровая техника, позволившая сделать многие процессы более жизненными, а результат менее предсказуемым. Но, опять-таки, все эти достижения сугубо технологические, влияющие только на способ записи и воспроизведения единожды разыгранной и зафиксированной истории.
Искусство же Театра остается живым, каждый вечер неповторимо и уникально рождается заново! Театральные Актеры по-прежнему востребованы кинематографом, поскольку обладают бесценным умением воспроизводить «жизнь человеческого духа», что всегда будет наиболее интересно зрителю. Неудивительно, что в конце своей долгой творческой жизни Михаил Ромм признал ошибочность теории, которую так долго пытался доказать, в том числе, и своим творчеством.
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊