Существуют официальные данные, которые гласят о том, что на 1913 год, перед Первой мировой войной, золотой запас Российской империи составлял 1311 тонн. Между тем уже в 1922 году этот запас исчислялся всего лишь 83,5 тоннами. Как не сложно подсчитать, пропало без малого 94% от прежнего запаса. Потом советские власти часто обвиняли и царское правительство, и белых, в растратах. Однако такой подход, конечно, был не совсем корректным, и в первые годы власти в России большевики потратили тоже много. Как водится, часть из этого «много» просто бесследно исчезла, и ни по каким документам отследить ее уже не удастся. Тем не менее, на сегодняшний день возможно составить основные статьи, на которые было потрачено золото с 1913 года.
Разумеется, самой большой статьей, больно ударившей по золотому фонду России, была Первая мировая война. В то время траты еще четко документировались, а потому известно, что при царе на ведение боевых действий было потрачено 498 тонн золота – таковы убытки с осени 14-го года по февраль 17-го (то есть по Февральскую революцию). Царское правительство закупало в Британии и США оружие и патроны, но вот рассчитываться за все это пришлось не привычными деньгами, а именно золотом – таковы были условия контракта, которые американцы и британцы менять категорически отказывались на протяжении всей войны.
В 1917 году золотой запас все же немного пополнился. Дело в том, что Румынию заняли войска австрийцев и немцев, а Румыния в то время сражалась на стороне Антанты. В последний момент перед оккупацией золото успели эвакуировать в Россию, однако когда к власти там пришли большевики, они просто отказались возвращать все это обратно, присвоив румынские запасы.
Вторая огромная статья расходов золотого запаса России – гражданская война и особенно деятельность отдельных личностей белого движения. К началу Гражданской войны в России золотой запас империи был рассредоточен по разным точкам на территории государства, многие из которых оказались в руках Белой армии. Например, 504,4 тонны золота хранилось в Казани, а Казань была взята белыми отрядами Каппеля 7 августа 18-го года. После этого золото было переправлено в Омск, к Колчаку, а потом и в Иркутск Но и у Колчака золотой запас пробыл недолго, так как колчаковцы активно закупали амуницию и вооружение (опять же у западных стран), а охраняли все российское добро чехословаки, которые активно и очень успешно грабили эти запасы. Помог этому добру иссякнуть и сам Колчак, который открыл несколько вкладов в западных банках с весьма существенными средствами на них. Когда большевики, наконец, добрались до колчаковского золота, то оказалось, что его сильно меньше, чем должно было быть.
Дальше начались траты уже непосредственно самих большевиков, и первая большая статья – контрибуции по заключенному с Германией Брестскому миру. Траты в данном случае могли бы быть еще более крупными, если бы и сама Германия вскоре не потерпела поражение в Первой мировой войне. Таким образом, выплата контрибуций прекратилась, а уже выплаченную часть средств присвоили себе французы, отказавшись возвращать их советским властям.
На огромную часть золотые запасы были потрачены на установление дружественных режимов с разными странами, соседствующими с СССР. Самые большие траты коснулись отношений с Эстонией, Латвией и Литвой, с которыми советская власть щедро расплачивалась в надежде на дружественный курс этих стран. Разумеется, была поддержка и многих других государств, а также отдельных партий и личностей, вроде Кемаля Ататюрка. Примечательно, что тут-то и начались первые никак не задокументированные потери в золоте, то есть запас на какую-то часть просто как бы «испарился».
Еще одна большая статья расходов – счета коммунистической партии в зарубежных банках. Создавались они на тот случай, если большевиков в России скинут. Тогда большевистские лидеры должно были отправиться в другие страны, где они смогли бы безбедно существовать и подготавливаться к дальнейшей борьбе за власть в России.
Также в 1920-1921 годах были очень большие траты за границей под руководством Максима Литвинова, который в сталинские времена занимал должность главы МИД, но в то время заведовал операциями за рубежом. Примечательно, что Максим Литвинов (реальное имя которого Меер-Гонах Валлах) всего за 2 года потратил 375,7 тонн золота на некие золотовалютные операции в других странах. Но все было задокументировано так лихо и хитро, что на сегодняшний день нет ни малейшей возможности узнать, какая сумма (и на что) была потрачена, а какая бесследно исчезла на этих же самых партийных зарубежных банковских счетах.
Вторая известная операция, помимо золотовалютной деятельности Литвинова за рубежом, носила название «паровозной аферы» и также стоила огромных трат золотого запаса страны. Суть ее была в том, что инженер-железнодорожник Юрий Ломоносов (который во время революционных событий остановил царский поезд, следовавший в Петроград) 5 ноября 20-го года получил от Совнаркома приказ – закупить для нужд СССР паровозы за границей. Он начал закупать их в Швеции по ценам, завышенным во много раз. С документами он также работал лихо и интересно, благодаря чему сразу никто ничего и не понял. А потом, в середине 20-х годов, данный гражданин уехал сперва в Германию, а потом и вовсе принял британское подданство.
В итоге золотой запас станы, который собирался веками, был безвозвратно утерян практически полностью всего за 9 лет.