Найти тему
WTM

Посетил Ирак. Общие впечатления.

В конце ноября 2021 года побывал в Ираке. Был там всего три полных дня, и этого хватило, чтобы сложилось определенное впечатление о стране в целом, а также об отношении местных к туристам, о предоставляемом сервисе, о безопасности, об инфраструктуре и о многом другом.

Сразу оговорюсь, что сейчас Ирак подразделяется на собственно Ирак - его арабскую часть и автономную область Курдистан, расположенную на севере страны и которую не коснулись многолетние разборки с ИГИЛом (запрещено на территории РФ). Вот именно в Курдистане я и побывал.

Спланировав поездку туда примерно за полтора месяца, не нашел себе попутчиков. Слово "Ирак" отпугивало многих, хотя по сообщениям различных источников, в том числе отзывов блогеров, которые изучал, можно было сделать вывод, что в настоящее время в Ираке относительно безопасно. Хотя отзывов от блогеров и одиночных туристов было мало, и последние были датированы 2018 годом, у меня сложилась примерная картинка по общей ситуации в Иракском Курдистане на сегодняшний момент и я взял билет, и забронировал гостиницу. Полетел один, как самостоятельный турист, без всякой помощи туристических агентств.

Летел через Стамбул, до которого меня свозила наша Победа. Из Стамбула до Эрбиля - столицы Иракского Курдистана - воспользовался турецким перевозчиком Пегас.

Заказывал трансфер из отеля, так как прилетал ночью.

В своих планах на эти три дня для себя составил следующую программу. Так как прилетал в Эрбиль, то основным местом своей локации в Курдистане был этот город и его достопримечательности, но также хотел взять напрокат автомобиль и съездить к границе с Ираном, в северо-восточную часть страны, чтобы проехаться по горным серпантинам, посмотреть водопад Али Гели Бег и просто, так сказать, посмотреть по пути провинциальный Ирак.

Сразу скажу - планы были реализованы на 100 процентов.

В рамках последующих статей на своем канале подробно остановлюсь на своем путешествии - от момента получения визы Ирака до обратного вылета из Эрбиля, сейчас же лишь озвучу выводы, которые сложились у меня от этой поездки.

1. Главный вопрос - безопасность. В Иракском Курдистане безопасно! Если у кого-то есть сомнения на этот счёт - смело их развеивайте! Да, много военных с автоматами, да, есть блок-посты на дорогах, и это может несколько напрягать, но это говорит лишь о том, что страна безопасна. На блок-постах, меня, одиночного путешественника с европейской внешностью на арендованном автомобиле, пропускали без лишних вопросов. В городе, как пешехода, никто не останавливал. Ни военные, ни полицейские, ни различные секьюрити, ни просто местные жители. Ни днем, ни в тёмное время суток.

Эрбиль - иракский город, где Восток гармонично переплетается с Западом
Эрбиль - иракский город, где Восток гармонично переплетается с Западом

2. Очень мало иностранных туристов. За три дня мне встретились только шведка, группа из Нидерландов, да пара немцев. Русские туристы там - что-то из области фантастики. Все, кто меня встречал и с кем я разговаривал, говорили, что впервые видят человека из России. Отношение к нам, русским - нейтральное. Не замечал ни негатива ни восторга по отношению к нам, россиянам. Скорее взрыв собственных эмоций, что увидел русского! Но уважение присутствовало всегда.

3. Сервис. Если говорить об отеле - уровень четырехзвездности, где жил, переплюнул сервис подобной звездности отелей в Европе. Все продумано до мелочей, отношение персонала - выше всяких похвал.

Другие вопросы сервиса - обслуживание в кафе, аренда автомобиля, и ряд других вопросов - тоже без нареканий, хотя есть нюансы (картой расплатиться невозможно).

4. Инфраструктура. Здесь когнитивный диссонанс. С одной стороны - потрясающие широкополосные автобаны, по качеству не уступающие европейским. Дороги отличного качества в самом Эрбиле, с множеством хорошо продуманных развязок и неплохой организацией движения. С другой стороны - на большинстве крупных автомагистралей города отсутствует освещение (хотя фонарные столбы есть). На небольших перекрестках не работают светофоры. Для пешеходов здесь практически вообще ничего не предусмотрено! Или разбитые вдрызг пешеходные дорожки, или завалены горами строительного (да и не только) мусора, а там где они все же есть - сплошь заставлены автомобилями. И самое главное - в Эрбиле полностью отсутствует общественный транспорт! Можете себе это представить - в городе-миллионнике нет ни метро, ни автобусов, ни трамваев, вообще ничего! Причина - почти каждый житель имеет свой автомобиль и просто беспредельное количество такси на душу населения с в общем-то не дорогой ценой поездки.

Хайвэи в Ираке
Хайвэи в Ираке

5. Отношение местных. Потрясло до глубины души. Нет заметного интереса к европейской внешности, какая там в редкость. Да, люди смотрят, это заметно боковым зрением (и мужчины и женщины), но как только сам посмотришь в упор - отводят глаза. Никто не пристает ни с какими вопросами-расспросами. Даже на рынке, остановившись у прилавка, и рассматривая товар, продавец терпеливо ждет. Если пошел дальше - не будет кричать вслед. Если задал вопрос по товару - спокойно ответит, но не будет тебе пытаться его навязать. Если просто на улице остановить местного с вопросом - поможет обязательно (если поймет что от него хотят). Попросить сфотографировать - без проблем. И это отмечал не только в Эрбиле, но и в иракских городках помельче и деревнях. К сожалению, большинство местных не знают английского (в провинции - вообще никто), что затрудняло коммуникацию.

6. Страна развивается и это видно невооруженным взглядом. Эрбиль - одна большая стройка. Строятся новые районы, которые обрастают небоскребами с элитным и не только жильём. На дорогах - масса дорогих автомобилей, просто зашкаливающая пропорция между новыми, дорогими и простыми убитыми.

6. Поеду ли я еще туда? Однозначно в моих планах будет пункт о повторном посещении Ирака - опять Эрбиля, и возможно - арабской части Ирака.

Спасибо за прочтение! Если есть вопросы - задавайте в комментариях - отвечу!

Подписывайтесь, впереди много интересного про Ирак и не только!