Начинаем публикацию полного текста (без иллюстраций) раздела книги Д.Виноградовой, Н.Непомнящего и А.Новикова "Неандерталец жив?", написанный первым автором.
Материал предоставлен сайтом Аламас.ру
Публиковать будем по главе в день для вашего удобства.
Глава 14
ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ
Домового, кикимору, сатану и так далее, как его не назови, хоть и снежным человеком (профессор Поршнев часто называл его палеоантропом), глас народа веками упорно считал невидимым. И не только глас русского народа.
Индеец указал канадскому исследователю Рене Дахиндену на ружье.
- Нельзя. Он дух. Он будет рядом, а ты его не увидишь.
Подобные слова говорили на Кавказе уважающие себя тамошние старики, а Володе Пушкареву уточнили: "Ты его увидишь, если ты его первый увидишь". Это надо понимать, что он еще не успеет замаскироваться невидимостью. "Но если он первый тебя увидит, - ты его не увидишь. Борис Федорович, помнится, с недоумением произнес, не зная, как к словам старика-старожила относиться: "Он будет рядом, а ты не увидишь".
Плененный Альберт Остмен, пытавшийся убежать, замечал "хозяина", не пускавшего его, неизвестно откуда появляющегося и никуда исчезающего.
Тибетцы убеждены, что йети обладает свойством становиться невидимым и этому свойству обучаются даже люди после долгой тренировки. (А сколько тысяч лет тренировался гоминоид защищаться от человека?).
В Московской области в 50-х годах в лесу большой черный волосатый человек, спасаясь от людей, зашел в землянку и... исчез.
В Башкирии несколько конюхов преследовали нашего примата - большого, черного. С вилами и лопатами. Он дошел до белой стены и... исчез. На одной из рек Обского бассейна рыбаки загнали в баню подобное существо, где он то появлялся, то исчезал, будто в мультфильме.
И как можно не увидеть ярко желтых цыплят, спрятавшихся под невысокой кудрявой травой, которые сразу же появились у моих ног, после успокоительного кудахтанья клуши?
Колокольный звон - это дальнее эхо: путем шума изгнать нечистую силу. Невидимую.
В средневековье, пишет Дж.Фрэзер, церковные колокола в Вальпургиеву ночь накануне майского дня били особенно громко, чтобы прогнать летающих вокруг невидимых бесов. Мы знаем, реальность меняется, уже почти выбит неудавшийся соперник человека, неандерталец, (имеющий объем мозга сопоставимый с человеческим, но, к сожалению, из-за тяжелой челюсти не обладающий даром речи), полностью обезврежен. Реальность меняется, но обычай, ритуал остается долго неизменным, очень долго, чуть ли не навсегда. Причины, по которым эти обычаи соблюдали, давно забыты. (Мы протягиваем при встрече пустую ладонь и трогаем ладонь встречного давным-давно не для того, чтобы выяснить, убедиться в его безоружности и в отсутствии агрессивных целей).
Этот закон особенно заметен в истории религии, когда неизменно присутствует стремление примирить древний обычай с его современным толкованием. Так древние римляне накануне новой, христианской эры уже привычно относились к своим античным богам, как к литературным персонажам. Еще доязыческое колдовское заклинание - избави нас от лукавого и отыде дяволе в свой тартар - дожило в молитве современного священника.
Реальность меняется, но обычай, вера, как это часто бывает, доходят до абсурда, продолжаясь и продолжаясь. Средневековые ученые мужья собирались на ученые советы, чтобы выяснить, сколько бесов (невидимых) может поместиться на кончике иглы. И, кажется, не в шутку, а всерьез.
Бывало, бабы в деревнях крестили квашню и закрывали ее крышкой. Чтобы черт не залетел! А иначе, как сообщает притча, в некрещеное и незакрытое тесто влетел невидимкой бес Паранька, да к тесту-то и прилип! Или - тоже очень важно - при зевоте рот крестить, чтобы невидимый вражий дух не залетел вовнутрь.
Темное, ненужное, суетное суеверие. Но нет дыма без огня.
Если наши участники семинара по реликтовому гоминоиду, разъезжая по глубинкам нашей страны и расспрашивая тамошнее население, собрали несколько указаний на умение быть невидимым, то сколько же было подобных наблюдений за тысячи, много тысяч лет сосуществования гомо сапиенса и гоминоида!
Современные монахи "красношапошники" в Тибете, в подражание йети (йети на санскрите означает "черт") обучаются умению становиться невидимыми. Это требует у них длительного процесса поэтапного совершенствования. Название монахов, связанное с шапкой, напомнило сказочный образ шапки-невидимки. Заостренность головы - она сильно преувеличена на лубочных картинках водяного и лешего - один из характерных признаков гоминоида. Русская пословица гласит: "Все люди, как люди, только черт в колпаке". Или одно из названий гоминоида "вострая шапка" - так его называли в народе, так же как и просто "шиш", "шишок". Именно благодаря его "вострой" шапке и возник сказочный образ шапки-невидимки. Так же как благодаря меховой шубе - яге с капюшоном возник образ бабы Яги. Эти предположения напрашиваются сами собой.
Также само собой напрашивается убеждение в том, что народы разных стран испокон веков считали его невидимым духом. Он есть, но мы его не видим. Невидимкою сидит за печью, а по ночам кур ворует. Зимой еще так-сяк, - больше спит. Но наступает весна... У него годовой цикл подобен медвежьему, писал в своей курсовой работе Володя Пушкарев. Весной кикимору надо со двора гнать, написал услышанное в народе Владимир Даль. Не прокормить такого приживальщика, да еще и вора!
Очнулся от зимней дремы - весна! Есть захотел. И пошел по дому съестное шарить, в сарае кур воровать. Гнать его со двора, нехристя, дармоеда.
Некогда - в очень давние времена - жил он при хозяйстве не дармоедом, а служил сторожем. Отгонял от своей кормушки других подобных ему недочеловеков. Но прошли, очень давно прошли те времена, когда их было множество и было кого от дома отгонять. Служба сторожа кончилась, а он приживальщиком остался и не хочет уходить. Вон его - того, который дьявол, сатана, нечистая сила. Изгнать!
Так прижились в народе термины "изгнание злых духов, изгнание дьявола, изгнание нечистой силы, изгнание сатаны, изгнание ведьм".
Для массового употребления требуется одно обобщающее слово, один, единый образ. На нем легче сконцентрировать эмоции толпы. Таким словом стала "ведьма". Женский образ более волнует, он более эмоционален. А людьми управляют эмоции. Не разум! Он холоден, он не может разогреть кровь, поднять чувства толпы. "Скорее дурень одурит разумного, чем разумный дурня на разум наведет" - говорит мудрая украинская пословица. Образ ведьмы прижился накрепко. Не от большого разума.
Итак, весна, пора изгнания ведьм. А они, хоть и живые, и даже прожорливые и зловредные - хозяйство разворовывают, нажитое человеческим нелегким трудом. Но - невидимые! Поэтому надо вычищать все углы и закутки, где невидимкой приютилась ведьма. Хотя с виду там нет никого - пустота.
Древний языческий обычай изгнания нечистой силы дожил в христианской Европе до наших дней - читаем в книге Дж. Фрэзера "Золотая ветвь". "Наши дни" для Дж. Фрэзера - время жизни (1854-1941 гг.) знаменитого английского этнографа, историка религий, а по мнению некоторых ученых, величайшего антрополога нашей эпохи. Анатолий Франс считал его создателем новой науки. Советские ученые высоко оценивали фрэзеровскую трехчленную схему развития человеческой мысли: магия, религия, наука.
У европейских язычников обычай изгнания (само собой разумеется, невидимых) демонов, ведьм и нечистой силы был широко распространен - продолжаем читать Фрэзера. У вотяков - финской народности на востоке России собираются деревенские девушки, вооруженные палками, расщепленными с конца в девяти местах. Этими палками они бьют в доме и во дворе, приговаривая: "Мы изгоняем из деревни сатану". Потом они выбрасывают эти палки в протекающую внизу реку; они плывут вниз по течению и вместе с сатаной приплывают в соседнюю деревню. Теперь настает черед ее жителям прогонять сатану.
Самый древний ритуал, считает Дж. Фрэзер, соблюдают вотяки Казанской губернии. Начинают они с того, что в полдень приносят жертву дьяволу. Затем все мужчины верхом на лошадях собираются в центре деревни и решают, с какого дома начать объезд. Этот вопрос часто вызывает горячие споры. Разрешив его, вотяки привязывают лошадей к изгороди, а сами вооружаются кнутами, дубинками из липового дерева и пучками горящих веток. Считается, что горящие ветки внушают сатане величайший ужас. Вооружившись, мужчины с ужасными воплями принимались рыскать по всем закуткам в доме и во дворе и нещадно колотить дубинами и кнутами, после чего запирают дверь и плюют на выдворенного дьявола. Так они переходят от дома к дому, пока не выставляют дьявола из селения. После этого вскакивают на лошадей и, дико визжа и размахивая дубинками, выезжают из деревни. За околицей выбрасывают дубинки и еще раз плюют на дьявола.
Другая финская народность в восточной части России, черемисы, изгоняют дьявола из своих жилищ тем, что колотят по стенам липовыми дубинками. С той же целью палят из ружей, протыкают ножами отверстия в земле и всовывают в трещины горящие лучины. Они, кроме того, перепрыгивают через костры, встряхивая при этом свою одежду. В некоторых уездах трубят в длинные трубы из липовой коры, чтобы отпугнуть дьявола. После того, как сатана скрывается в лесу, черемисы осыпают деревья дождем сладких ватрушек и яиц с праздничного стола.
В Центральной Европе благоприятным временем для изгнания ведьм считается или считалась Вальпургиева ночь - канун первого мая; в это время разгул нечистой силы якобы достигает апогея. В Тироле и других местностях это изгнание нечистой силы известно под названием "сожжение ведьм". Оно приходится на майский праздник, но приготовления к нему растягиваются на много дней. В четверг в полночь просмоленные ветки черного и красного болиголова, молочая, розмарина и терна связываются в пучки, которые хранятся до первого мая. Люди, которые зажигают их в этот праздник, предварительно должны получить от церкви отпущение всех грехов. В последние три дня апреля все дома чистят и окуривают можжевельником и рутой. Сам обряд "сожжения ведьм" начинается в майский праздник после того, как прозвонили колокола и спустились сумерки. Мужчины поднимают шум с помощью кнутов, колокольчиков, горшков и кастрюль, а женщины носят кадильницы. Собак спускают с цепи, и они с лаем и визгом носятся повсюду. Как только в церквах начинают звонить колокола, поджигают связки веточек, привязанных к жердям, и зажигают кадильницы. Люди бренчат колокольчиками, гремят кастрюлями и горшками, собаки лают - шум поднимается невероятный. Под этот гвалт все истошно вопят: "Ведьма, беги, убирайся отсюда, а не то тебе придется худо". Затем жители селения семь раз обегают вокруг домов, дворов и деревни. Так ведьм выкуривают из потайных мест и выдворяют из деревни. Обычай изгнания ведьм в Вальпургиеву ночь соблюдается - или до недавнего времени соблюдался - во многих районах Баварии и у богемских немцев. Так, в горах Чешский Лес после захода солнца вся деревенская молодежь собирается где-нибудь на возвышении - обычно на перекрестке дорог* - и в течение некоторого времени изо всех сил в унисон щелкает бичами. Это якобы отгоняет ведьм, так как, пока раздается щелканье бичей, нечистая сила не может ничем повредить.
-------
*В словаре Даля записано: на перекрестках нечистая сила водится.
Вальпургиева ночь, ночь на 1 мая, названная так по имени св. Вальпургии; начало весны, когда по германским народным поверьям, ведьмы собираются на великий шабаш на горе Брокен.
Малая Советская энциклопедия. Москва, 1928.
Шабаш (от еврейского шаббат - суббота).
1) согласно средневековому поверью, ночное собрание ведьм для поклонения дьяволу ("шабаш ведьм"), сопровождавшееся диким разгулом. 2) Окончание работы в урочное время (употребляется также как призыв к прекращению к.-л. занятия). Шабашить - кончать работу.
Малая Советская энциклопедия. Москва, 1931
1 Мая, международный праздник трудящихся, день солидарности рабочих всего мира, боевого смотра сил трудящихся всех стран. Решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций было принято в июле 1889 года Парижским конгрессом 2-го Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго, организовавших 1 мая 1886 года забастовку с требованием 8-часового рабочего дня...
Там же
А все началось с того, что некогда наши палеоантропы после длинного зимнего покоя собрались на веселую вечеринку. А некий древний германец их подсмотрел.
Дальнейшее - наслоения.