Начало
Чак Берри изобрел рок-н-ролл в 1955 году. Он был чернокожим мужчиной, играющим черную музыку. Но времена изменились: белые дети слушали ритм-энд-блюз по всему северо-востоку, а белые музыканты играли ритм-энд-блюз бок о бок с музыкой кантри. Музыкальная индустрия вскоре поняла, что существует белый рынок для черной музыки, а социальные предрассудки, расовые барьеры ничего не могут противопоставить силам капитализма. Рок-н-ролл имел успех в одночасье. Музыкальная индустрия продвигала белых кумиров, таких как Элвис Пресли, но настоящими героями были такие, как Чак Берри, которые лучше символизируют синергию между исполнителем и аудиторией. Черные рокеры и несколько белых рокеров олицетворяли бунтарское настроение молодежи, их потребность в саундтреке к их мечтам об антиконформизме. Их влияние было длительным, но их карьера была недолгой. По той или иной причине все они прекратили запись через короткое время. Рок-н-ролл был унаследован белыми певцами, такими как Пресли, которые часто исполняли песни, написанные малоизвестными чернокожими музыкантами. Белые рокеры становились все мягче и мягче, тем самым заглушая саму причину существования рок-н-ролла. Бадди Холли был выдающимся белым рокером конца пятидесятых, в то время как перекрестное опыление с музыкой кантри привело к вокальным гармониям братьев Эверли и инструментальному року Дуана Эдди.
Недомогание детей вернулось с гораздо большей волной, когда фолк-певцы начали петь о проблемах системы. Дети, которые не отождествляли себя с рассказами Вуди Гатри о бедных людях, сразу же отождествляли себя с народными певцами, поющими о войне во Вьетнаме и гражданских правах. Боб Дилан, возможно, был самым влиятельным музыкантом той эпохи. Он возглавил обвинение против Истеблишмента с помощью простых песен и поэтических текстов. Целое поколение верило в него и следовало его мечтам. Музыка стала выражением амбиций молодежи.
В то же время история коммерческой рок-музыки приняла причудливый оборот, когда она достигла побережья Калифорнии: Beach Boys изобрели музыку для серфинга. Музыка для серфинга была просто рок-н-ролльной музыкой, но с изюминкой: очень сложные вокальные гармонии. У Калифорнии были свои представления о том, каким должен быть рок-н-ролл: музыка для веселья на пляжах и вечеринках. Вокальные гармонии The Beach Boys, естественный мост между рокерами и ду-вопом, оказались фантастическим средством передачи мелодического аспекта рок-н-ролла, который черные музыканты обычно скрывали в своих выразительных криках.
Шестидесятые годы
Времена созрели для перемен, но катализатор все еще был необходим.
"Мерси-бит" навсегда изменил историю рок-музыки. Мерси-бит появился из ниоткуда, но он пришел с силой истории. В начале шестидесятых в Британии была паршивая музыкальная сцена. В основном британские рокеры подражали Пресли. Мейнстрим Британии не отождествлял себя с рок-н-роллом, не забавлялся их "бунтарскими" взглядами, не наслаждался их бешеным ритмом. Однако в значительной степени семена уже были посеяны. В Британии раньше Америки было подполье: блюзовые клубы. На протяжении пятидесятых годов блюзовые клубы процветали по всей Англии. Лондон был эпицентром, но в каждом крупном английском городе были свои дозы еженедельного блюза. В отличие от своих рок-коллег, которые были простыми подражателями, британские блюзовые музыканты были настоящими новаторами: в их руках блюз стал чем-то другим. Они подвергли блюз метаморфозе, которая превратила его в "белую" музыку: они подчеркнули эпические воздержания от призыва и ответа, они ускорили ритм-гитары Чикаго, они сгладили вокальную подачу, чтобы сделать ее более оперной, они сгибали припевы, улучшали органные аранжировки, добавляли вокальную гармонию. Через несколько лет британские блюзовые музыканты играли нечто столь же глубоко прочувствованное, как американский блюз, но обладавшее движущей силой, которой не обладала никакая другая музыка на Земле.
В начале шестидесятых годов ветераны этой сцены или ученики этой сцены привели к созданию таких групп, как the Rolling Stones, the Yardbirds и the Animals. The Rolling Stones стали "сенсацией" в Лондоне и продолжили записывать самые успешные синглы той эпохи. Ярдберды были самыми экспериментальными из всех и стали тренировочной площадкой для трех величайших гитаристов всех времен: Эрика Клэптона, Джеффа Бека и Джими Пейджа. Из их пепла родились две блюзовые группы, the Cream и Led Zeppelin, которые через несколько лет снова произведут революцию в рок-музыке.
В Ливерпуле не было большой андеграундной сцены, но был более коммерческий бренд рок-групп. Продюсер Джордж Мартин сыграл важную роль в создании всего этого феномена, сначала с Джерри и Пейсмейкерами, а затем с Битлз, группой, которая добилась мирового успеха. Улыбающиеся лица ливерпульских детей резко контрастировали с сердитыми блюзовыми животными подпольного клуба. Но эти двое дополняли друг друга. "Битломания" украла импульс у блюзовой сцены и поняла, как превратить эту музыку в аттракцион для средств массовой информации. Родилась рок-музыка как крупный бизнес.
Самыми влиятельными группами второго поколения были the Kinks и the Who. Оба продолжали записывать концептуальные альбомы и "рок-оперы", которые перефразировали британскую оперетту под звуки рок-музыки. В то время как Кинки все еще были сторонниками мелодичного рока, гитары Who с маниакальным усилением уже указывали на более шумное и менее спокойное будущее.
Cream и Led Zeppelin повысили ставки, когда начали играть очень громкий блюз. Длинные соло Cream и быстрые риффы Led Zeppelin создали воплощение "хард-рока".
Воздействие британского электричества на американскую сцену было равносильно землетрясению. Дети взяли в руки электрогитары в каждом гараже Соединенных Штатов и начали играть блюз с удвоенной силой.
На Восточном побережье снова Дилан возглавил атаку. Его первые электрические выступления были встречены фанатами с разочарованием, но вскоре "фолк-рок" загремел хитами the Byrds и Саймона и Гарфункеля.
Психоделическое движение, которое росло по всей стране, каким-то образом слилось с волной электрических рокеров и движением протеста. Они стали единым целым как в Нью-Йорке, так и в Сан-Франциско. The Velvet Underground и the Fugs превратили рок-н-ролл в интеллектуальную операцию.
На Западном побережье и Сан-Франциско, и Лос-Анджелес отреагировали на бум рок-н-ролла в типично эксцентричных манерах. Сан-Франциско, который становился меккой хиппи, породил "кислотный рок", а Лос-Анджелес, чья среда породила бесчисленных литературных и кинематографических неудачников, породил Фрэнка Заппу и Капитана Бифхарта, двух самых влиятельных музыкантов века. Заппа и Бифхарт записали одни из самых экспериментальных пластинок в истории и превратили рок-н-ролл в крупное, серьезное искусство. Группы Сан-Франциско, возглавляемые Jefferson Airplane и Grateful Dead, поддерживали сложную гармонию и импровизированные джемы, тем самым продвигая рок-музыку к интеллектуальным излишествам джазовой музыки.
Психоделический рок распространялся по всей стране и проникал в Британию. Вскоре Америка выпустила the Doors, а Англия - Pink Floyd, две группы, влияние которых будет гигантским. Техасская психоделия осталась незамеченной, но такие группы, как Red Crayola, намного опередили свое время. Детройт также был исключен из основного цикла, но, тем не менее, MC5 и the Stooges помогли продвинуть рок-музыку на одну ступеньку вверх по лестнице шума.
Бум рок-музыки в Соединенных Штатах помог возродить блюз. Джими Хендрикс и Дженис Джоплин стали звездами, в то время как бесчисленные белые блюзовые музыканты наводнили клубы Чикаго и Сан-Франциско. Группа и возрождение Creedence Clearwater достигли новых вершин в пересмотре традиционной белой и черной музыки. На юге это движение возрождения приведет к буму "южного рока" и таких, как братья Оллман и Лайнирд Скайнирд.
Музыка кантри все еще была монополией Нэшвилла, но несколько артистов объединили ее с восточной медитацией, джазовой импровизацией и свободой рока. Сэнди Булл, Робби Басе и Джон Фейхи играли длинные инструментальные треки, которые легко можно отнести к самым амбициозным произведениям авангарда.
Тем временем черная музыка переживала собственную метаморфозу. Соул-музыка превратилась в форму музыки для вечеринок с такими выступлениями Тамлы Мотаун, как the Supremes, а ритм-энд-блюз мутировал в лихорадочный жанр под названием "фанк" для непристойных исполнителей, таких как Джеймс Браун.
В Британии рок-музыка приобрела больше европейского оттенка благодаря андеграундному движению, которое зародилось в психоделических клубах. Кентербери стал центром самой экспериментальной школы рок-музыки. The Soft Machine были самой важной группой того периода, придавая рок-музыке джазовый оттенок, который вдохновил бы "прогрессивный рок". Среди эксцентричных и творческих музыкантов, выросших в Soft Machine, были Роберт Уайатт, Дэвид Эллен и Кевин Айерс. Их наследие можно увидеть в более поздних кентерберийских группах, таких как Генри Коу, не менее творческих и импровизационных.
Прогрессивный рок забрал энергию рока и заменил ее мозгом. Трафик, Джетро Талл, Семья, а позже Roxy Music разработали бренд соул-рока, который имел мало общего с соулом или рок-н-роллом: длинные, запутанные джемы, джазовые акценты и барочные аранжировки разрушили формат песни. King Crimson, Колизей, Генератор Ван Дер Граафа, ранний Генезис, Да и начали играть еще более сложные, театральные и герметичные пьесы. Механизмы становились все более и более сложными, инстурменталисты становились все более и более квалифицированными. Часто использовались электронные приборы. Группа Bonzo Dog Doo Dah, группа Third Ear и Hawkwind создали жанры, которые в то время не имели названия (декадентское кабаре, мировая музыка и психоделический хард-рок).