Итак, мы в посёлке Полотняный Завод. Начало истории посёлка восходит к 1718 г., когда калужский купец Тимофей Карамышев построил здесь парусно-бумажную мануфактуру. С 1732 г. в дело компаньонами были приняты Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин. После смерти Карамышева, компаньоны начали вести бизнес совместно, со временем сформировав две усадьбы: Гончаровых (отсюда родом жена Пушкина) и скромный дом Щепочкина.
Григорий Щепочкин построил этот дом в конце 18 в. Несколько поколений семьи жили здесь. Нижний этаж — для хозяйственных нужд не имел художественной отделки, на втором этаже парадная анфилада комнат, а третий был жилым.
Имение передавалось по наследству долгие годы и, наконец, было продано купцу Ершову. Будучи старообрядцем, "ради спасения души" он открыл здесь школу — она появилась на третьем этаже в 1909 г. и работала до ВОВ. Немцы на первом этаже устроили конюшню, а, отступая, заложили там бомбу. Спасли дом местные жители. В школу дети вернулись после войны — роскошные залы разбили на классы, выкрасили стены масляной краской. Школу закрыли только в 2007 г. Сейчас идёт реставрация, но очень медленно.
Также в доме проходит атмосферная выставка художницы Екатерины Рожковой «Белая школа» до 31 декабря .
"Этот дом спасся благодаря школе, и идея показать портреты детей как стражей ушедшего мира пришла мне в голову сразу. Детей реальных и никогда не существовавших", — рассказывает Екатерина. Художница прочувствовала этот дом, наполнив его движением. Повсюду дети на портретах в полный рост – в различной одежде и маскарадных костюмах.
Воображение сразу рисует, как, при наступлении ночи, дети с холстов разбегаются по комнатам, и вновь в школе звенят детские голоса.
⠀
Надеюсь, дети "белой школы" не напугали вас?
⠀
Прогуляемся подробнее по дому. Первое что встречает - неброская деревянная лестница, ведущая в вестибюль 2-ого этажа. Стену украшает картина советского периода, нарисованная прямо на ней.
Вестибюль разделен колоннами на две части.
Из вестибюля входим в бальный зал — светлый и просторный, с великолепной фаянсовой печью, украшенной богатым рельефным декором и колоннами.
На потолке изображены музыкальные инструменты, по бокам потолка - тонкий лепной узор. В центре находится гостиная с величественными фаянсовыми печами тончайшей отделки, увенчанные вазами.
⠀
Последняя комната анфилады — парадная спальня-гостиная. В небольшой нише, за исчезнувшими колоннами (о них напоминает балка) на потолке изображение как бы с точки зрения человека, лежащего на траве и глядящего в небо.
⠀
А вот комнаты хозяйки будто исключены из общей анфилады, самая большая из них 12 м. Фаянсовые печи отделаны изразцовой плиткой с рисунком. Роспись потолка во всех трех комнатах скромная.
⠀
P.S. Думаю, если бы не выставка, дом Щепочкина так и стоял заколоченным, и вместо всей этой исчезающей красоты мы бы смотрели скучные новоделы соседней усадьбы Гончаровых, по которой водят экскурсии наряженные в костюмы 19 в. экскурсоводы. Как же хочется, чтобы таких проектов как «белая школа» было больше.
Всем спасибо за внимание! Если понравилась статья, ставьте 👍 подписываетесь на канал! Впереди ещё много интересных мест.
⠀