Найти тему
машина

ГАЗ-3106: полноприводная "Волга", о которой вы сегодня прочитаете впервые

Текст: Николай Марков

Друзья, давайте сегодня прикроем еще одно белое пятно в отечественной автоистории. Казалось бы, ну что еще нового можно рассказать про автомобили "Волга"? Про них уже столько всего сказано... Даже у нас на канале вы уже могли раньше прочитать про такую экзотику, как двухмоторная ГАЗ-24. Или, например, про переднеприводный ГАЗ-24. Или про ГАЗ-24 с мотором от BMW. Но поверьте мне, даже на одном только канале "МАШИНА" вас еще ждет про "Волги" столько всего интересного, о чем Google еще даже не догадывается... )))

Итак, сегодня на повестке дня у нас загадочный индекс ГАЗ-3106. На рубеже 1990-х и 2000-х годов автозавод дважды использовал его для обозначения перспективных внедорожников, которые могли бы составить конкуренцию ульяновскому "Патриоту", будь они приняты к производству. Напомню, как они выглядели:

Но это применение индекса, как это часто случалось в истории Горьковского автозавода, не было первым. И даже не было вторым. Что же под ним скрывалось раньше? Обратимся к событиям времен Перестройки. В 1986 году в "Греческом зале" газовского Управления конструкторско-экспериментальных работ можно было увидеть несколько полноразмерных пластилиновых макетов перспективных легковых автомобилей. Это был своего рода конкурс: свое видение на "Волгу" нового поколения демонстрировали сразу три группы дизайнеров. Победил тогда вариант, предложенный группой Игоря Безродных: уже через год он воплотится в металле в целой серии опытных образцов автомобилей ГАЗ-3105. А два других варианта макетов выглядели вот так:

На номерных табличках этих макетов прекрасно читается индекс 3106
На номерных табличках этих макетов прекрасно читается индекс 3106

Конкурс они проиграли и в металле воплощены не были. Зато в 1987 году под индексом ГАЗ-3106 на испытания вышла другая машина. На первый взгляд, как две капли воды похожая на серийную "Волгу" ГАЗ-3102, но... полноприводная, с совсем другой компоновкой и совсем другой ходовой частью! А вот попробуйте-ка сами отыскать хоть какие-нибудь интересные детали в ее облике:

-4

Кто смог заметить что-то необычное на этой фотографии? Какие нюансы указывают на нестандартность автомобиля? Только не подглядывайте сразу дальше на правильный ответ!

...

Ладно, теперь по существу. На этой фотографии была показана самая обычная "Волга" ГАЗ-3102. Уж простите мне эту маленькую шутку - будем считать это легкой разминкой для мозгов )) А вот теперь фотография настоящего автомобиля ГАЗ-3106:

-5

Это лето 1987 года, полноприводный автомобиль ГАЗ-3106 проходит на Автополигоне НАМИ сравнительные испытания на надежность управления. Его оппоненты - обычная серийная "Волга" ГАЗ-3102 с задними ведущими колесами и новенькая полноприводная Audi 200 Quattro. А чуть позднее, на зимнем этапе испытаний по преодолению заснеженных подъемов, к ним добавится еще ВАЗ-2108. На этом снимке необычные детали видны сразу: смещенная в сторону салона передняя ось, совсем иные 15-дюймовые колеса - такие же, как на первых прототипах ГАЗ-3105, явно более широкая колея (колеса меньше утоплены вглубь колесных арок). А еще в этом ракурсе съемки у ГАЗ-3102 обязательно был бы виден редуктор неразрезного ведущего моста и правая рессора задней подвески. Дам еще один ракурс:

На заднем плане - та самая Audi 200 Quattro
На заднем плане - та самая Audi 200 Quattro

Думаю, теперь уже многие догадались. ГАЗ-3106 1987 года - это своего рода агрегатоноситель: машина, в которой сочетались наружная "скорлупа" кузова ГАЗ-3102 с платформой от полноприводных автомобилей "Волга" нового поколения, которые совсем уже скоро материализуются в виде опытных образцов ГАЗ-3104 и ГАЗ-3105. Фотографий подкапотного пространства ГАЗ-3106 у меня, к сожалению, пока нет. Но чтобы представить себе компоновку этой машины, достаточно вспомнить устройство "Москвича-2141": расположение агрегатов под капотом у них было практически одинаковым. Двигатель у ГАЗ-3106 был максимально сдвинут вперед, к самой облицовке, в передний свес. А двухвальная коробка передач была выполнена в одном блоке с главной передачей передних колес. Момент между передними и задними колесами делился поровну межосевым дифференциалом, который был встроен в коробку передач (соединен со вторичным валом) и мог принудительно блокироваться водителем. Остается упомянуть про независимую подвеску всех колес и реечный рулевой механизм.

Еще один кадр в ходе выполнения маневра "поворот" (радиус - 35 метров) на максимально возможной скорости. На сухом асфальте полноприводная "Волга" позволила пройти его на 77 км/ч. Эта же самая скорость оказалась предельной и для Audi
Еще один кадр в ходе выполнения маневра "поворот" (радиус - 35 метров) на максимально возможной скорости. На сухом асфальте полноприводная "Волга" позволила пройти его на 77 км/ч. Эта же самая скорость оказалась предельной и для Audi

А какой все же мотор стоял на ГАЗ-3106? Отчет по испытаниям на надежность управления ответа на этот вопрос не давал, поскольку там тема двигателя не затрагивалась вообще. Однако у нас в архиве уже лет десять лежит пара документов 1986 и 1987 года за подписью главного конструктора ГАЗа, где упоминается весь ассортимент серийных моделей и модификаций этого периода времени, а также даются краткие сведения относительно стадии работ над опытными машинами. Так в отношении "макетного образца ГАЗ-3106" там черным по белому указано, что машина оснащена двигателем ЗМЗ-406.10 со впрыском топлива. Таким образом, технически ГАЗ-3106 полностью соответствовал "демократичной" модификации новой "Волги" - ГАЗ-3104.

А вот Audi 200 Quattro в том же повороте на той же скорости 77 км/ч
А вот Audi 200 Quattro в том же повороте на той же скорости 77 км/ч

А как, к слову, проявила себя "Волга" ГАЗ-3106 на фоне тех машин, с которыми ее сравнивали на автополигоне? Очень достойно! Причем соревновалась она, если можно так выразиться, не только с оппонентами, но и с самой собой, но лишь в переднеприводном исполнении: чтобы смоделировать поведение перспективной "Волги" ГАЗ-3103, которая должна была иметь привод только на передние колеса, с "шестерки" периодически снимали карданный вал к задним колесам, блокируя при этом межосевой дифференциал. Так вот, "Волга" на переднем приводе в некоторых видах испытаний ощутимо проиграла даже серийной ГАЗ-3102 (переставка на льду, преодоление заснеженных подъемов с места). А вот полноприводная по устойчивости и скорости выполнения маневров на скользких покрытиях лишь немного уступила немецкой Audi, которая на тот момент являлась одной из лучших машин своего класса в мире.

Как развивались события дальше, вы наверняка уже знаете: про проект ГАЗ-3103 на заводе вскоре забудут на долгие годы, а вот работы над полноприводными моделями ГАЗ-3104 и ГАЗ-3105 будут продолжены. Правда, до стадии товарных образцов будет суждено добраться лишь люксовым "пятеркам", но это уже следующая история. Не менее запутанная, кстати! Но когда-нибудь доберемся и до нее.