Найти тему
victor voronov

Как Батый отца своего искал под Ярославлем. И под какими знаменами воевали монголы Батыя.

Изображение Батыя в Турции.
Изображение Батыя в Турции.

Хан Батый самая загадочная личность времён так называемого «татаро-монгольского ига».

Начнём с того, что полководцем-то никогда не был. Он не проявил себя на поле брани, не написал никаких научных трудов, благочестием в вере замечен не был, и всё же создал самое значительное государство, преемником которого в разные времена считалось Московское царство и Российская империя. А создал он, буквально в чистом поле, государство под названием «Золотая Орда», и имя его – Батый.

Если о Чингисхане, покорившем всю Азию, известно всё, до мельчайших подробностей, то о Батые, завоевавшем другую половину Евразии, известно поразительно мало. Неизвестна даже точная дата рождения, что, в общем-то, и не удивительно. Не стоит доверять учёным, внушившим себе и другим магию точных чисел в те времена, когда самой достоверной датой было следующее: в год, когда корова соседа родила телёночка с пятном на левом ухе. Вот когда один из многочисленных карапузов станет великим ханом и сам наплодит кучу потомков, вот тогда и понадобится хоть какая-то дата рождения. Ведь не может же великий повелитель всех времён и народов, родиться неизвестно когда, и неизвестно от кого. Хотя, если дату можно и придумать, то с вопросом «от кого», несколько посложнее. И тогда биографами был придуман беспроигрышный вариант – от «святого духа».

В эпоху всеобщего изнасилования, когда разгорячённые жаркой битвой, и доведённые до экстаза от осознания того, что жив, а враг повержен, победители в первую очередь спешили снять стресс, особо не разбираясь, какая вожжа им попалась под хвост.

Единственное, что знают историки о Батые, это то, что он сын Джучи - старшего сына Чингисхана. Незадолго до рождения сына, Джучи покорил «лесные народы» Забайкалья и енисейских киргизов.

Киргизы, как вы понимаете, монголоиды. Но у них самый большой процент гаплогруппы R1a. Они её получили от скифов, которые известны из китайских хроник, как народ «хунну». Жили они тогда на территории, которую позже назовут «Монголией», когда монголы займут пустующие пастбища. А жен хунну брали из местных племён. Взял ли Джучи с собой жену, или отбил её «на шпагу», про то нам не ведомо. Но появился Бату в этом походе, где-то в районе между Алтаем и Бурятией.

Но вот что интересного нам рассказывает одна любопытная древняя летопись «Жития Ярославских князей Василия и Константина».

«Пришел на Русь безбожный хан Батый и приде к великому граду Ярославлю, и стоя под ним, два лета и шесть месяцев, отыскивая своего отца бяше бо той окаянный царь Батый родом града Ярославлю от веси Череможския».

Сие известие о Батые нашел академик Д. С. Лихачев, который, кстати, приложил немало усилий для фальсификации нашей истории. В комментарии в книге «Текстология» Дмитрий Сергеевич писал: «Согласно Жития хан Батый был русский, ярославец, из села Черемши, и пришел под Ярославль отыскать своего отца». Но на это сообщение историки не обратили никакого внимания, зато их всегда интересовали зарубежные источники, как наиболее достоверные ввиду незаинтересованности (?).

Летом 1227 г. умер Чингисхан и преемником стал третий сын Чингисхана – Угедей.

Вместе с дядей Бату принимал участие в походе на китайскую империю Цзинь, где прошёл курс молодого бойца. После того как империя Цзинь пала, на очередном курултае в 1235 г. было принято решение послать войско на завоевание Запада. Так как завоевание Запада было прямым распоряжением Чингисхана, который обещал эти земли улусу Джучи и его нынешнему правителю Батыю, то формально он и возглавил поход. А фактически стратегию похода разрабатывал один из опытнейших полководцев Чингисхана – Субэдэй-багатур. Это ещё и было обусловлено тем, что в походе участвовали одиннадцать царевичей, то есть прямых родственников сыновей Чингисхана. Не все царевичи желали подчиняться ещё не обстрелянному Батыю, а кандидатура Субэдэя устраивала всех. К тому же Субэдэй уже имел опыт боёв в этих местах. Когда в 1223 г., после битвы на Калке, монгольские войска возвращались на Восток через земли волжских булгар, они подверглись нападению и были наголову разбиты. Волжские булгары располагались на территориях, где сейчас проживают чуваши, башкиры и калмыки, и то, что они разбили вдребезги непобедимых полководцев Чингисхана, говорит о том, что все смешалось в головах историков-профессионалов, и не худо было бы им познакомиться с историей своей страны и с народами её заселяющими.

Чтобы устранить явное несоответствие того, что, якобы, будущие татары (булгары) разгромили татар пришлых, из термина «татаро-монголы» были убраны слово «татары» и остались одни монголы.

В 1229 г. булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик (Урал). И наконец, в 1236 г. Субэдэй смыл позор поражения и рассчитался за отнятую у него заслуженную победу, разорив всю Волжско-Камскую Булгарию. После образования Золотой Орды волжские булгары стали одним из основных народов в этногенезе современных татар и чувашей.

То есть кто же такие «татары» и, каким образом они очутились в войске «татаро-монгол» мы немного разобрались. Осталось только с «монголами» до конца разобраться.

Одним словом, неизвестный народ, который немецкие историки с лёгкой руки германских же императоров, сидящих в тот момент на русском престоле, обозвали татаро-монголами, начал свой поход с нападения на Волжскую Булгарию.

Сыщики старой школы, распутывая загадочное преступление, обращаются к проверенной методике: кому это выгодно?

У монголов не было никаких причин нападать на Западную Европу. Они не собирались оставаться там на поселение, и политических претензий из-за военных столкновений тоже не было. Не было интереса нападать и на Русь, так как большая часть Руси не подходила на роль пастбищных угодий, да и климатические условия были не подходящими для жителей южных степей. То есть ни экономические, ни политические причины не объясняли поступки молодых монгольских царевичей затеять столь далёкий поход. Кроме, разумеется, собственных амбиций.

Но все эти объяснения логичны, если поход затеяли монголы. А если это не монголы, а те же потомки скифов, сарматов, готов, гуннов, динлинов, короче, у этого загадочного народа много имен, но самое верное будет звучать так – русские. Или их потомки. И всё же у этого загадочного народа была веская причина дойти до последнего моря.

Если верить немецким летописям (написанных для русских), войска Батыя прошли по Волжской Булгарии огнём и мечом, истребив большую часть населения, не пожалев ни стариков, ни детей.

О женщинах ничего не сказано. О женщинах вообще, только евнухи могли бы поведать миру, да ещё и булгарские купцы, расхваливающие свой товар на рынках Багдада.

У Батыя были свои планы насчёт волжских булгар, на территории которых он и создал Золотую Орду. Назначение Субэдэй-багатура «верховным главнокомандующим», объяснялось ещё и тем, что и Батый участвовал в битве на Калке. Хотя ему было 14 лет, но в те времена это был уже вполне зрелый возраст для привлечения его в походах, под руководством опытного военачальника. И после такого удачного начала, потерпеть поражение от булгар было хорошим уроком молодому полководцу, да и злости прибавило. Это одна из тайн, о которой мало что известно историкам монгольских завоеваний.

Ведь если булгары — это предки казанских татар, то никаких татар в войске Чингисхана быть не могло. Зато после того как Батый покорил Булгарию, создал на её основе Золотую Орду и включил булгар в свои войска, то, теперь уже татары, могли быть в войске Батыя.

Вообще, этнический состав войск Батыя, практически полностью соответствует армии Пугачёва: те же башкиры, калмыки, чуваши и уральские казаки.

Такие казусы никак не согласуются со стройной версией о татаро-монгольском иге и потому их не включили в общую историю убогости древней Руси.

Итак, покорив кипчаков и булгар, Батый включил их в свою Орду, заставив не только содержать его войско, но и служить в его армии. Потому и возникла путаница в описании облика «монголов», что там было много представителей разных народов «с жадными и раскосыми глазами».

Булгары ещё несколько раз поднимали восстание, но были подавлены Субэдэем с такой жестокостью, что это смертоубийство и вошло во все учебники, как пример безжалостности и кровожадности татар. Причём, если восставшие города сразу сдавались и не оказывали сопротивление, то были пощажены, а если нет, то карались с жестокостью, вошедшей в учебники.

А Субэдэй просто рассчитался за нанесённое ему оскорбление, когда вместо лавров победителя, ему пришлось пережить горечь поражения. Субэдэй снёс до основания главные города булгар – Булгар и Билак, так что им пришлось заново строить новую столицу – Казань.

Таким образом, армия Батыя, разгромив основных конкурентов Руси, да ещё и другой веры, помогла ей таким своеобразным способом. Остался ещё один враг у Батыя и Субэдэя – половецкий хан Котян, который увёл 40-тысячную армию в Венгрию и венгерский король разрешил им поселиться на его территории.

А дорога в Венгрию шла через Рязанские земли.

По официальной версии русские князья никаких мер к обороне не предпринимали, так как не ждали нападения в зимнее время. Для кабинетных учёных, не знакомых с методами постройки русских городов на излучинах рек, это допустимо. С одной стороны, город защищала река, а с другой стороны возводились валы, стены и окружались рвом с водой, такова была естественная планировка любого города древней Руси. И подойти к городу лучше всего было в зимнее время, когда реки замерзали и не служили естественной преградой для осаждающих. И почему-то монголы-кочевники предпочитали вести боевые действия исключительно в зимнее время, что для историков является ещё одной загадкой.

Это если считать кочевников – монголами.

А «монголы» (теперь уже с татарами) и не собирались нападать на русские земли и подвергать их разорению. Они прислали послов к рязанскому князю, «некую чародейку и двух мужей», которые передали требование Батыя о признании покорности и уплаты десятины. Такое требование выдвигалось ко всем областям, находившихся под «крышей» Орды. Рязанцы ответили послам: «Аще нас не будет всех, то всё то ваше будет».

Лишь после этого рязанский князь Юрий Игоревич начал готовиться к сражению. Он послал гонцов к князьям Владимира, Чернигова и Новгород-Северского.

Но княжества Киевской Руси не смогли договориться о совместной обороне из-за собственных разногласий, да ещё и согласно принятой на Любекском съезде князей постановлении: «каждый сам за себя».

Рязань была брошена на произвол судьбы, так ещё и внутри самих рязанских князей случился раскол. Старший из них, князь Юрий Игоревич, решил оборонять город. Младшие же князья покинули свои города и отступили к суздальской границе, надеясь на помощь владимирского князя. Захватив города, брошенные князьями и их храбрыми дружинами, такие как Пронск, Белгород, Ижеславль, Батый подошёл к Рязани 16 декабря 1237 г. Зимой, как вы заметили.

Войска Батыя у Владимира.
Войска Батыя у Владимира.

Столица рязанского княжества была хорошо укреплена – высота земляных валов достигала десяти метров. На валах возвышались дубовые стены с бойницами и башнями. С наступлением морозов валы поливались водой, что делало их неприступными.

Узнав, что помощи от великих князей Владимирских и Черниговских не будет, князь Юрий послал за своими братьями: за князем Давидом Игоревичем Муромским, Глебом Игоревичем Коломенским, а также за князем Олегом Красным, Всеволодом Пронским и др. На совете принято было решение послать сына князя Юрия – Федора – к хану Батыю с богатыми дарами и просьбу от имени отца не идти на их земли. Батый ещё раз потребовал от жителей Рязани десятины, покорности и принесения присяги. Десятина и изъявление покорности была обычная процедура требований к подвластным территориям, а вот принесение присяги не было в обычаях кочевых племён. В обычаях кочевников было принято клясться на крови, оставлять в залог детей, становиться побратимом, но не словесных принесений присяги. Значит, знал Батый обычаи русских, или сам не был кочевником.

Фёдор принести присягу отказался: «Деды и отцы наши дани никому не платили и в рабах ни у кого не бывали, а за свою честь и отечество умирали».

А Батый после этих слов приказал убить Фёдора и всех его посланников, поэтому ответ Фёдора мог передать автору «Повести» только другой монгольский летописец, который ходил за Батыем, буквально по пятам и записывал каждое слово. Причём русский язык он знал в совершенстве.

После этого князь Юрий Игоревич, или Ингваревич, велел собрать свою рать и двинулся к реке близ Воронежа, где остановился Батый. Однако конница Батыя настигла их раньше, чем они добрались до укреплений, и перебила большую часть пеших рязанцев. Среди погибших были Муромский, Коломенский и Пронский князья.

«И была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами… через многие полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно биясь, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства».

Так поэтично описывает летописец битву в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Здесь показано, как монголы штурмуют русский город. В самом низу типичная рязанская морда.
Здесь показано, как монголы штурмуют русский город. В самом низу типичная рязанская морда.

Если бы не эта опрометчивая вылазка, Рязань бы продержалась подольше, чем небольшой городок Козельск. Но все дальнейшие события показали, что дружины русских князей не привыкли, да и не умели держать оборону в крепостях, а обучены были встречать врага грудью и в чистом поле. А обороной крепостей и городов занималось как раз городское ополчение из простолюдин, черни и холопов. Вот они-то как раз и владели тактикой партизанской войны на пересеченной местности с использованием подручных средств, точнее, всего, что под руку подвернётся. Да, видно не княжеское это дело, в крепости отсиживаться.

Племянник князя Юрия, князь Роман отважился на вылазку. Выйдя со своей дружиной из городских ворот, он бросился на врагов, но его дерзкое нападение было отражено с большими потерями со стороны рязанцев. И хорошо хоть, что князь со своей храброй дружиной не бросились бежать обратно в город, а то бы на плечах противника и монголы ворвались в город.

Князь Роман был вынужден бежать с уцелевшими дружинниками на север, надеясь соединиться с войсками князя Владимирского. Как вы помните дружины русских князей не любили отсиживаться в городах, предоставляя мужикам самим разбираться с неприятелем.

В «Повести о разорении» мы читаем далее: «И во граде много людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке утопили. И весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское захватили. И не осталось во граде ни одного живого; все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, но все вместе лежат мёртвые».

Читать такие строки тяжело для любого русского человека, и закипает душа на поганых кочевников, что такое устроили. Необходимо заметить, что не только в этой повести, но и в других летописях используются подобные преувеличения борьбы русского народа с иноземными захватчиками и описание зверств и бесчинств монголов. Но прежде чем окончательно ополчиться на кочевников, посмотрим, что же было дальше.

Спустя год в самом начале второго похода, монголы вторично захватили Рязань и предали его грабежу. Из этого факта следует, что в 1238 г. Рязань не была, как принято считать, разрушена до основания, а его жители поголовно истреблены. Сам факт завоевания Руси монголами и поголовное его закабаление, существовал только на бумаге, а она всё стерпит.

Нелепость «Повести о разорении Рязани» и поголовном истреблении её жителей на этом не заканчивается. После разорения рязанских земель (читайте – дружин рязанских князей и их вотчин), монголы вторглись на Владимиро-Суздальские земли. Но их неожиданно нагнали, кто бы вы думали, полки Евпатия Коловрата – рязанского боярина. На месте автора «Повести» я бы написал: «мёртвые восстали из могил, собрали воедино прах своих членов, поднялись и помчались вслед за своими убийцами».

А иначе, откуда в разорённой дотла Рязани взялись целые полки. Хотя удивляться тут нечему, ведь ещё Фридрих предупреждал, что русских надо убить дважды.

20 января 1238 г. после пятидневной осады пала Москва. Ей правда не было и ста лет и потому там не могло быть никаких укреплений, но историки постарались внести и её в список городов, захваченных монголами. На защите города стояли Владимир – младший сын Юрия Всеволодовича и Филипп Нянька.

Сам Юрий Всеволодович поступил, как и полагается всем князьям, уехал на север страны, собирать новую дружину, ожидая помощи от других князей.

В начале февраля 1238 г. после восьмидневной осады был взят Владимир. В этом же месяце пали такие города как Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Стародуб-на-Клязьме, Ростов, Галич, Кострома, Городец, Тверь, Дмитров, Кашин, Конатин, Углич, Ярославль. Захвачены также и Новгородские пригороды: Волок Ламский и Вологда.

У всех этих городов была одна особенность: в этих городах сидели ставленники (наместники) великого князя Юрия Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого.

Возможно, что поход Батыя на Русь имел личные мотивы. Ведь нашел Лихачев сообщение, что Батый разыскивал своего отца. Видимо его отец совершал поход на Русь, но был разбит войсками Юрия Всеволодовича и, возможно, пленён.

Об этом, кстати, пишет и знаменитый историк С. М. Соловьев: «Татары истреблением семейства Юрьева – великий князь погиб в 1238 г. на реке Сити, - очистили Ярославу Всеволодовичу великое княжение и все волости для раздачи сыновьям своим».

Если провести небольшое расследование, то приходишь к любопытному выводу – татары брали только те города, где сидели ставленники Юрия. В результате все ближайшие родственники его были перебиты.

О том, что история Руси и татаро-монгол была совсем иной, свидетельствует ещё один документ. Сей документ – «Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова». (14 апреля 1613 г.)

«После Всеволода Юрьевича, державшего скипетр Российского государства, сын его великий князь Ярослав Всеволодович, его же уберег бог от Батыя в Великом Новгороде и с детьми, и после пленения безбожного Батыя святую и непорочную христианскую веру распространил, и святые церкви снова обновил. После него великого российского государства воспринял скипетр сын его храбрый князь Александр Ярославич, который над германцами показал преславную победу на Неве, и на христианскую веру безбожного Берке царя львояростный гнев в Орде обратил, и после смерти за это чудесами от бога прославлен».

Если верить этому документу (а как не верить документу об избрании Романовых на российский престол), то вся история с татаро-монголами превращается в сочиненную сказку.

Первоначально поход на Русь совершил отец Батыя. Но этот поход закончился разгромом войсками Юрия Всеволодовича где-то под Ярославлем. Затем поход совершил Батый, по пути собирая сведения о своем пропавшем отце. По пути он попал в плен, но был отпущен скорее всего Ярославом Всеволодовичем. Через несколько лет Батый совершил ещё один поход на Русь. Теперь он разгромил все города Юрия Всеволодовича и сделал великим князем своего спасителя – Ярослава Всеволодовича, который в знак благодарности предложил русским князьям признать хана Батыя русским царем. На что все они ответили согласием.

А за что «храбрый князь Александр на безбожного Берке львояростный гнев в Орде обратил»? Оказалось, что эти самые «монголы» были несторианами, что для русских было не приемлемо. Вот и разнес Александр хана Берке за его язычество, то есть неправильную веру. Причем не где-нибудь, а в самой Орде.

Персидский историк Вассафа писал, что Батый был христианином. Подтверждение находим у польского хрониста Яна Длугоша, который описал битву поляков с татарами в 1241 г.: «Татарский знаменосец с огромным знаменем, на котором была громадная греческая ХИ, а на верхушке древка изображено мрачное чёрное лицо с длиной бородой, начал с пением потрясать головой этого изображения».

Под такими же знаменами татары брали на шпагу Польшу и Венгрию.
Под такими же знаменами татары брали на шпагу Польшу и Венгрию.

Сие знамя потом оказалось в Булгаре, потом в Казани, а в 1552 г. было взято в качестве трофея Иваном Грозным. Сейчас оно хранится в Московской оружейной палате.

Ещё в одном документе – Кодексе Ядвиги (1353), изображен рисунок, на котором «монгольское» войско нападает на город Лигнице под знаменем с Нерукотворным Спасом, то есть, с изображением Исуса Христа.

Наверное, те, кто писал «Уложенную грамоту», писали так, как считали необходимым. Это уже при Петре и его наследниках, историю России переработали и написали так, как им хотелось.

И, пожалуй, самое главное, это то, что «татаро-монгольское иго спасло Русь от захвата крестоносцами. Они и так осуществляли поход дранг нах остен и в Европе у них получилось, а на Руси споткнулись, вернее поскользнулись на Чудском люду и искупались в проруби. Восток, как говорится и лёд на Руси, дело тонкое. И склизское.