Найти в Дзене
Хоккей Наша жизнь

Лучший бомбарадир Совесткого хоккейного спорта

Александр Николаевич Мальцев. Именитый хоккеист родился в деревне Сетковцы, находящейся менее чем в двадцати километрах от Кирово-Чепецка. И отец, и мать Александра родом из этой деревни. Семья была многодетной. Мать Саши не работала, она вела дом, смотрела за детьми, обрабатывала огород. Отец работал слесарем и был единственным для них кормильцем. Саша впитал в себя скромность и трудолюбие отца. От матери ему досталась живость, подвижность и сопереживание. Он с детства был бережливым, умел ценить труд. Большое влияние на него оказали и мальчишки его двора. Вместе они играли в волейбол, футбол и хоккей. Родился Мальцев в Кирово-Чепецке. Там же и начал юный нападающий свою карьеру. Но долго задержаться в местной «Олимпии» Александру не дали. Известный своей проницательностью Николай Семенович Эпштейн увидел в Саше Мальцеве качества, присущие большому игроку, и пригласил его к себе в воскресенский «Химик». После того как дебютант достойно сыграл в международном турне воскресенцев, о тала

Александр Николаевич Мальцев. Именитый хоккеист родился в деревне Сетковцы, находящейся менее чем в двадцати километрах от Кирово-Чепецка. И отец, и мать Александра родом из этой деревни. Семья была многодетной. Мать Саши не работала, она вела дом, смотрела за детьми, обрабатывала огород. Отец работал слесарем и был единственным для них кормильцем.

Саша впитал в себя скромность и трудолюбие отца. От матери ему досталась живость, подвижность и сопереживание. Он с детства был бережливым, умел ценить труд. Большое влияние на него оказали и мальчишки его двора. Вместе они играли в волейбол, футбол и хоккей.

Родился Мальцев в Кирово-Чепецке. Там же и начал юный нападающий свою карьеру. Но долго задержаться в местной «Олимпии» Александру не дали. Известный своей проницательностью Николай Семенович Эпштейн увидел в Саше Мальцеве качества, присущие большому игроку, и пригласил его к себе в воскресенский «Химик».

После того как дебютант достойно сыграл в международном турне воскресенцев, о талантливом юноше заговорили. Эпштейн понимал, что такой алмаз нуждается в столичной огранке, и отпустил Мальцева шлифовать свое мастерство в московское «Динамо».

-2

В 1969-ом он уже в составе сборной страны отправился забивать шайбы на Олимпиаду, где смог показать себя лучшим бомбардиром. Прошёл год, и на чемпионате мира талантливый парень стал лучшим нападающим планеты. Ему удалось забить пятнадцать шайб. Спортсмен обладал невероятной скоростью, мог играючи обойти любого. Умение незаметно отправить шайбу в ворота, делало Александра очень опасным для любого вратаря. Все говорили о его хлёстком кистевом броске, повторить который не мог никто.
Правда, каждое правило обычно характеризуется своим исключением, которым для Александра стала легендарная Суперсерия 1972 года против канадских профессионалов. Дело в том, что вместо изнурительных сборов, которые предваряли битвы с канадцами, Мальцев отдыхал в Сочи. Логично предположить, что физические кондиции нападающего оставляли желать лучшего. Казалось бы, игрок провинился по полной программе, после чего должно следовать закономерное наказание. Но Мальцева простили. К своим на тот момент двадцати трем годам он стал неприкосновенным. Впрочем, отсутствие функциональной базы сказалось – Александр за все серию ни разу не смог забить. Но даже после такого фиаско канадцы ничуть не разуверились в феномене московского динамовца. И понять их можно – внешне действия Мальцева выглядели безупречно, только шайба не слушалась.

К чести Александра, большо подобных конфузов с ним не повторялось. Более того – Мальцев вошел в историю как рекордсмен сборной по сыгранным за нее матчам и по заброшенным в ее составе шайбам. И все это состоялось на фоне еще одного рекорда – за время выступлений за национальную команду Александр появлялся в шестидесяти восьми тройках нападения!

Тем временем тянул Мальцев, фактически в одиночку, ставшее ему родным «Динамо». Но была у динамовцев в те годы настоящая проблема – подчас теряли бело-голубые «свои» очки в поединках с аутсайдерами и крепкими середняками. Не было у команды столь необходимого для обоснованных притязаний на золотые медали запаса прочности и такой же мощной тройки, как армейское трио. А уж когда травмировался Александр, то рушилась вся система игры бело-голубых.

-3

Об Александре лестно отзывались все без исключения его коллеги. Еще бы – чуть ли не с каждым из них довелось ему сыграть или в сборной, или в «Динамо». Особо дружил Мальцев с Валерием Харламовым. Выделявшиеся среди остальных на льду, и в обычной жизни они находили общий язык.

А как вам такая история – 18 сентября 1973 года сошлись в очном противостоянии ЦСКА и «Динамо». Армейцы начинают более чем уверенно – по ходу встречи ведут 6:1, но динамовцы постепенно приходят в себя и в итоге сводят матч к ничьей – 7:7. Александр Мальцев отмечается хет-триком, а на следующий день… женится. Свидетелем на свадьбе был вчерашний противник, а в жизни лучший друг Валерий Харламов.

Равнодушных к игре Александра Николаевича Мальцева не было. Его боготворили динамовские болельщики, боялись и уважали поклонники других команд, коллеги относились с подчеркнутой теплотой и искренним восхищением.

Мальцев был талантлив не только в хоккее, он отлично играл в баскетбол, теннис и футбол. Из него вышел бы отличный футболист, как сказал Константин Бесков. В честь Мальцева названа улица в его родном городе, там же в его честь назвали открывшийся в 2011-ом году Ледовый дворец. В 2009-ом была выпущена памятная монета с изображением непревзойдённого хоккеиста. Александр Мальцев с 2010-го года занял должность советника президента ОХК «Динамо», он также является членом попечительского совета родного клуба.

-4