Разлив горючих жидкостей в процессе эксплуатации технических средств. Та- кая проблема возникает в местах разлива нефти и нефтепродуктов в районах ее добычи и транспортировки. Ликвидация этих последствий связана с необходимостью полного уда- ления верхнего слоя почвы, причем глубина его в каждом отдельном случае определяет- ся по факту глубины просачивания загрязнителя. Срезанные массивы мертвых почв за- хоранивают в специально отведенных местах, где они не могут помешать окружающей природной среде, а на оголенных участках начинают процесс длительной и дорогостоя- щей рекультивации с привнесением чистых почвогрунтов и постепенным формировани- ем гумусового горизонта. Другой пример – эксплуатация небольших аэродромов или мобильных мотобаз, ба- зирующихся на грунтовых покрытиях. Под этими местностями при их длительной экс- плуатации в результате просачивания горюче-смазочных материалов (ГСМ) формируют- ся небольшие подземные озера. Для их ликвидации необходимо либо выкачивать ГСМ с этой глубины, что почти невозможно, т. к. они смешаны с грунтом, либо вскрывать грунт на эту глубину, срезать загрязненные массивы и захоранивать их. Зачастую такие места остаются некультивированными до тех пор, пока эта территория не окажется в планах застройки другими объектами. Тогда этот грунт вынимается, как и все соседние грунты, и вывозится на соседние территории без последующего захоронения, что значительно ухудшает экологическую обстановку на новых территориях, куда был перемещен грунт. 5. Загрязнение тяжелыми металлами. Тяжелые металлы поступают от природных источников, например, в результате выветривания горных пород, или бывают итогом ан- тропогенной деятельности: добыча, переработка горнорудного сырья. Наиболее опасны