Представьте, что вам нужно попросить приятеля о каком-то серьезном
одолжении. Если вы рассмотрите ситуацию исключительно в рамке вашей
цели, то все ваши моральные терзания, связанные с необходимостью
выступить в роли просителя, отодвинутся на самый дальний план или даже
сотрутся вообще. Если же вы намерены поместить для себя данное явление
в рамку личностных отношений или ролей (проситель-благодетель), то
приготовьтесь к самым мучительным душевным борениям. Беда в том, что
в подобных случаях, как правило, сама жизнь (в суровом облике
необходимости) подталкивает нас к действию, то есть насильственно
навязывает нам рамку цели, и в то же время установки нашего сознания,
можно сказать, по привычке избирают рамку отношений. В итоге в нашей
психике образуется мощнейшая трещина, в которую психическая энергия
уходит «с еще пущей силой».
А потому, чтобы этого избежать, следует решительно и безоговорочно
использовать для восприятия того или иного явления в каждый конкретный
момент лишь одну-единственную рамку. Потом, конечно же, можно (а
зачастую и целесообразно) ее поменять на какую-то иную, но тогда
прежнюю рамку следует решительно «выпроводить» из своего сознания,
хотя бы на время.
Но это — лишь один аспект метода. Чтобы овладеть рефреймингом в
полной мере, вы должны научиться свободно помещать любое явление в
самые разные рамки. К примеру, жена опять намекает, что к ее новой
сумочке отлично подошла бы и норковая шубка, но ваши финансовые
возможности в данный момент не позволяют вам с этим согласиться. В
общем,
вы
в
глубине
души
кипите
от
негодования,
поскольку
рассматриваете ситуацию в рамке своих возможности. Попробуйте
последнюю сменить, допустим, на рамку отказа от любых личных
интерпретаций. В этом случае вы начнете рассматривать ситуацию как бы
со стороны, используя полученную от жены информацию исключительно
как средство достижения взаимопонимания; затем в этот процесс
вовлечется и ваша спутница жизни. Безусловно, шубу из этого не сошьешь,
а вот энергию сберечь можно.
Кстати, эффективно «работают» на нас именно непривычные рамки.
Тогда, возвращаясь к нашему примеру, если вы привыкли рассматривать
безответственные поползновения супруги на семейных бюджет именно в
рамке отказа от интерпретаций или даже в рамке цели, то для вас будет не-
деланием ввести данное явление именно в рамку своих возможностей.
Между прочим, как раз неожиданная смена рамки и есть юмор в
чистом виде. Потому-то истинные мудрецы, как правило, умели пошутить
.Теперь ненадолго вернемся к «пусковым устройствам» нашего
индульгировемия в различных сферах жизни, наработанных нами в
процессе социализации для собственных нужд. Иногда какое-то из них
почему-либо не удается выявить путем прямого самонаблюдения. На этот
случай у томтеков припасена специальную техника пересмотр, или
припоминание (вспоминание), которая заключается в том, что мы сначала
воссоздаем в памяти до мельчайших подробностей, а затем как бы заново
переживаем события своего прошлого.
В этой книге мы не станем специально останавливаться на
перепросмотре, поскольку данная методика достаточно подробно изложена
в книгах Кастанеды, Мареза и некоторых других авторов (чего, к
сожалению, не скажешь в отношении техники не-делание).
В заключение этой главы, кратко повторим постулаты об эмоциях. Во-
первых,
эмоции
—
это
наш
важнейший
инструмент
восприятия
окружающего мира и средство самоощущения в нем. А потому ни в коем
случае не следует принудительно их «гасить»; эмоции, напротив, должны
сознательно нами высвобождаться, чтобы затем использоваться для
некоторых особых целей (к этому вопросу мы еще вернемся в одной из
последующих глав).
Далее, эмоция становится неуправляемой только на определенном
этапе своего развития; до этого критического момента ее можно
контролировать без какого-либо принуждения. Чтобы предотвратить
спонтанный эмоциональный взрыв и не допустить имдулыирования на
какой-либо эмоции, досгаточно воспользоваться психотехникой не-делаше.
Для работы с эмоциями в повседневной жизни можно также использовать
рефрейминг или сознательную замену привычных рамок восприятия тех
или иных явлений.
Наконец, безэмоциональное состояние, в котором производится
психическое воздействие, конечно же, не предполагает насильственного
подавления собственных эмоций вплоть до полного их искоренения, но
лишь их контроль, осуществляемый из центра внутренней тишины.