Видимо, вы уже догадались, что привычная или же преобладающая
психическая позиция любого нормального человека является какой-либо
комбинацией
вышерассмотренных
четырех
ключевых
психических
позиций. Таким образом, в психической структуре активного экстраверта,
или же сангвиника, преобладает огонь, в то время как для пассивного
экстраверта более характерны качества воздуха. Что же касается активного
и пассивного интровертов, то их преобладающим психическим состояниям
в наибольшей степени соответствуют первостихии вода и земля. Кроме
того, вы могли же самостоятельно почувствовать, что огонь и воздух
захватывают как бы верхнюю, внешнюю часть психики, в то время как
земля и вода властвуют в нижних, так сказать, телесных глубинах нашего
«я». Можно подступиться к этому же вопросу иначе: довольно легко
«зажечь» воздух и сделгсгь его огнем, и точно так же нетрудно «растопить»
землю до состояния воды. Но быстро перейти с позиции земля, допустим, в
позицию огонь значительно труднее. (Последнее, впрочем, справедливо для
большинства людей, но не для всех.) И, чтобы вам уже окончательно разобраться в данном вопросе, добавим, что состояния земля и вода
сильнее: всего выражены как бы в телесных ощущениях, а огонь и воздух
тяготеют к более тонким формам осознания (или самовосприятия). Можно
сказать, что первая пара стихий преимущественно ощущается нами в теле,
в то время как Другая, огонь и воздух, — в голове. Вам надлежит это
хорошенько прочувствовать самостоятельно.
Как вы уже знаете, для обычного человека какая-то из четырех
первостихий является «родной». К этому следует добавить, что другая
первостихия (причем не обязательно парная первой), как правило, будет
для него «дружественной», то есть достаточно легко по его желанию
реализуемой. Третью же первостихию по отношению к данному человеку
можно назвать «нейтральной», иначе говоря, достижимой для него с
трудом и отнюдь не всегда. Наконец, оставшаяся первостихия для него
«враждебна», то есть практически недоступна в обычном его состоянии.
Психическое развитие человека (разумеется, в нашей интерпретации)
подразумевает «выравнивание» по отношению к нему всех первостихий.
Это значит, что «дружественная» первостихия постепенно становится для
него «родной», «нейтральная» — «дружественной», а «враждебная» — по
меньшей мере «нейтральной». Что же касается практического применения
принципа первостихий — то об этом нам еще предстоит говорить
неоднократно. И потому будем надеяться, что с трвостихиямн вы более
или менее разобрались (безусловно, не теоретически, но в процессе
соответствующих опытов и упражнений), и мы теперь можем двигаться
дальше.
В книге «Психодинамика колдовства» мы подробно рассматривали
еще один фундаментальный закон природы, я именно принцип глобальной
нестабильности мироздания. Последний неоднократно формулировался
мудрецами и различные исторические периоды и глубоко проник даже в
народные пословицы. Всем известно, что «дважды в одну — реку не
войти», что «всё течет, все изменяется», что «время вспять не повернуть» и
т.д. и т.н. В общем, мы не станем еще раз подробно останавливаться на
принципе нестабильности мироздания — лишь подчеркнем, что он
благополучно «работает» и в нашем психическом пространстве', а значит,
его следует учитывать при рассмотрении личностных психотипов и
соответствующих им психических позиций.
Вообще-то, это тоже просто. Ранним утром, когда за окном еще темно,
вы просыпаетесь по звонку будильника и долго пытаетесь «за уши»
вытащить себя из-под одеяла. Естественно, в это время вы пассивно интроверсированы. Но спустя три часа на работе вам приходится
«сцепиться» с группой коллег, с раздражающей тупостью не желающих
признавать очевидный факт, что именно ваш проект наиболее надежен и,
уж конечно, оригинальнее всех прочих. Надеемся, теперь вы в состоянии
самостоятельно квалифицировать свою гипотетическую психическую
позицию в это время. Затем, уже под конец рабочего дня, вам отчего-то
становится наплевать на все с высокой колокольни. Вы как бы
отстраняетесь от треволнений дня и созерцаете суету сослуживцев с едва
уловимой кривой усмешкой. Ну, конечно же, в этот период вы
преимущественно пассивный экстраверт.
Итак, ваша первая задача: с помощью предложенных выше психо-
фенингов обрести контроль над своим психическим состоянием и
научиться сознательно и по своей воле избирать нужную психическую
позицию в тот или иной момент жизни, то есть превзойти собственные
личностные ограничения. Нечего и говорить, что это — один из
краеугольных камней великого искусства доминировать.
Теперь,
кажется,
подошло
время
подробнее
остановиться
на
следующей важнейшей составляющей человеческой психики, о которой
покуда мы лишь вскользь упомянули, а именно, на эмоциях. Пожалуй,
более всего путаницы в умах людей, так или иначе интересующихся
психологией, вызывает именно этот вопрос — конечно, не без «помощи»
многочисленных сочинений (в том числе и самых авторитетных) по йоге,
оккультизму, экстрасенсорике, буддийским традициям и т.п. Что значит
«контроль над эмоциями»? И как же нам все-таки его обрести, не причинив
себе вреда?
Но сначала определим: что же такое на самом-то деле наши эмоции.
Проще всего для этого воспользоваться языком толтеков. Если принять их
постулат, что человек — это, прежде всего, воспринимающее существо,
тогда нам придется согласиться и с тем, что его эмоции в не меньшей
степени, нежели сенсорные чувства, являются первичным результатом
самого акта восприятия. Мы хотим подчеркнуть, что в процесс восприятия
вовлечены не только наш. г чувства, но непременно и эмоции. Более того, с
точки зрения толтеков, эмоции суть выражение в этом мире всеобщей
великой Силы, или Намерения.
Кстати, не следует путать эмоции с чувствами состояниями (последние
в обиходе зачастую называют ш строениями человека). Отличие же в том,
что эмоции б: лее динамичны; они могут возникать в нашем сознании
практически мгновенно — как естественная реакция на некое явление,
вдруг открывшееся нам в процессе восприятия