Многие подростки думают, что работа дает только деньги, однако, мало кто понимает, что профессиональная деятельность может приносить удовольствие, раскрывать и обогащать потенциал человека. Задачей родителей является помочь ребенку ориентироваться в мире профессий, но не нужно брать процесс выбора будущей специальности ребенка полностью в свои руки.
Кто же все-таки должен выбирать род деятельности, и почему иногда не нужно вмешиваться, даже если очень хочется?
1. Наблюдайте
С начальной школы до старших классов, наблюдая за ребенком, вы можете заметить в какой сфере (естественные науки, социально-гуманитарные, математические) он имеет успехи, какие уроки ему интереснее, что ему удается лучше всего. Можно понять, в каком роде деятельности ребенок будет иметь успехи. Кроме школьной программы у ребенка могут быть хобби. Обращайте внимание, чем занимается ребенок в свободное время. Может быть, у него есть талант к живописи или к музыке, помогите ребенку развить его навыки в этом, и, возможно, это станет делом его жизни. Сосредоточьтесь на сильных сторонах ребенка.
Какой тип мышления у вашего ребенка? Определить тип мышления эффективно помогает психогеометрический тест. Попросите подростка посмотреть на пять фигур — квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг — и выбрать из них ту, которая нравится больше других.
- Квадрат.Логический анализ и вычисление — его сильные стороны. Математический тип личности.
- Треугольниксимволизирует лидерство. «Треугольники» обладают недюжинной решительностью и целеустремленностью. Из них выходят профессиональные менеджеры, директора и руководители.
- Прямоугольник.Те, кто выбирает эту фигуру, любознательные, смелые, но часто непоследовательны.
- Кругговорит о высоких коммуникативных способностях и автоматически зачисляет человека к «правополушарным» личностям. «Круги» — самые лучшие коммутаторы.
- Зигзагсимволизирует креативность и творческий потенциал. Интуиция, образность, эмоциональность — вот их сильные черты. Лозунг их мышления: а что, если?..
2. Разговаривайте
Немаловажным является разговаривать с ребенком, задавать вопросы, например, почему ему нравится этот предмет. Возможно дело в учителе или в том, что ребенку действительно интересно изучать эту науку. Создайте максимально комфортную обстановку. Спросите, хочет ли он сам говорить с вами об этом. Ведите себя естественно, если хотите, чтобы ребенку было комфортно говорить об этом с вами.
Фильмы, соцсети и в целом интернет тоже, конечно, влияют на выбор будущей профессии. Обсуждайте с детьми плюсы и минусы всех сфер, чтобы они могли увидеть сразу несколько граней, а не только что-то одно. В старших классах можно предложить ребенку пройти профессиональную профориентацию. Важно найти ему дело по душе. Не причиняйте помощь насильно — и в выборе профессии, в том числе — всегда интересуйтесь у ребенка, нужно ли ему помочь.
3. Не давите
Помните, что любая критика воспринимается подростками негативно. Стоит правильно подбирать выражения, чтобы не отдалить ребенка от себя. Старайтесь не использовать такие фразы:
«А вот я бы на твоем месте»;
«Ты еще ничего не понимаешь»;
«Мне виднее, у меня больше опыта».
Не стоит пытаться жить жизнью ребенка. Не выбирайте профессию за него, не давите — от этого он не начнет интересоваться профессиональной областью больше. Старайтесь слушать и слышать своего ребенка.
Ходите с ребенком на дни открытых дверей в интересующие его вузы, вместе ищите новые, актуальные профессии. Важно, чтобы он чувствовал поддержку от вас. Вы должны быть его другом, советчиком и опорой. Ребенок не должен боятся сказать вам о своих чувствах и переживаниях.