Найти в Дзене
Cyber Phantom

Простейшие конструкции языка программирования QBasic.

Всем Кибер привет! Знаете что мы сегодня разберем? Как сказано в названии, простейшие конструкции языка программировании, погнали! Это грубо говоря дополнение к прошлой статье, про основы алгоритмизации. Бонус, так сказать. Алфавит языка. Язык программирования QBasic (как и любой другой язык) образуют три его составляющие: алфавит, синтаксис и семантика. И наши любимые определения. Алфавит – это фиксированный для данного языка набор основных символов, т. е. «букв», из которых должен состоять любой текст на этом языке – никакие другие символы в тексте не допускаются. Синтаксис – это правила построения фраз, позволяющие определить, правильно или неправильно написана та или иная фраза. Семантика определяет смысловое значение предложений языка. Основными понятиями в языках программирования обычно являются алфавит языка, константы, переменные, встроенные функции, логические и арифметические выражения. Алфавит языка включает: • буквы латинского алфавита от A до Z (строчные и прописные) • ара
Оглавление

Всем Кибер привет! Знаете что мы сегодня разберем? Как сказано в названии, простейшие конструкции языка программировании, погнали!

Это грубо говоря дополнение к прошлой статье, про основы алгоритмизации. Бонус, так сказать.

Алфавит языка.

Язык программирования QBasic (как и любой другой язык) образуют три его составляющие: алфавит, синтаксис и семантика.

И наши любимые определения.

Алфавит – это фиксированный для данного языка набор основных символов, т. е. «букв», из которых должен состоять любой текст на этом языке – никакие другие символы в тексте не допускаются.

Синтаксис – это правила построения фраз, позволяющие определить, правильно или неправильно написана та или иная фраза.

Семантика определяет смысловое значение предложений языка. Основными понятиями в языках программирования обычно являются алфавит языка, константы, переменные, встроенные функции, логические и арифметические выражения.

Алфавит языка включает:

• буквы латинского алфавита от A до Z (строчные и прописные)

• арабские цифры: 0 1 2 … 9

• знаки арифметических операций: + – * / ^ \

• специальные символы объявления типа: % # ! $ &

• круглые скобки ( ) кавычки «» апостроф ‘, подчеркивание _

• знаки отношений: < > = < > < = > =

• буквы русского алфавита используются только для записи текстовых констант и комментариев к программе.

Константы

Константы – это данные, не изменяющиеся в процессе решения задачи. В Qbasic используются числовые и текстовые константы.

Числовые константы записываются в программе в виде конкретного числа и бывают двух типов: целые и вещественные.

Целые константы – это последовательность цифр, перед которой может стоять знак + или – . Например: –567, +29, 29.

Вещественные константы – это числа, имеющие целую и дробную части. Бывают две формы записи вещественных констант: основная и экспоненциальная формы записи. В основной форме записи с фиксированной точкой целая часть числа отделяется от дробной части десятичной точкой, например, -1.012, 3.14159. В экспоненциальной форме записи с «плавающей» точкой число записывается в виде: mE+- p, где m – мантисса (число в основной форме), Е – основание 10, р – порядок числа (целая константа, содержащая не более двух цифр).

Например: 2.4Е-05, -2.9Е+07.

Чтобы перейти от экспоненциальной формы к основной, нужно m (мантиссу) умножить на 10 в степени р (порядок).

Например: 2.4Е-5 = 2.4·10^-5 = 0.000024, -2,9Е+07 = 2.9·10^7 = 29000000.

Строковые константы – это набор любых символов длиной, не превышающей 255 символов. Строковая константа заключается в двойные кавычки.

Например: «ТАБЛИЦА», «ALFA_2», «Решений нет».

Переменные.

Переменные – это величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы, обозначаются именем (идентификатором). Имя переменной представляется последовательностью не более чем 40 латинских букв и цифр, начинающейся обязательно с буквы и заканчивающейся суффиксом, определяющим тип переменной. Символы типов: % – целый; ! – вещественный; $ – строковый. Если символ типа отсутствует, то переменная по умолчанию считается вещественной. Например: переменные SUM, a, B12, Max, S!, P!, B! – вещественного типа; Z%, D%, A% – целого типа; F$, S$, G$ – строкового типа.

Различают простые переменные и переменные с индексом. Простая переменная определяется только именем. Переменная с индексом является элементом массива, определяется именем и индексами, которые задают местоположение элемента в массиве. Индексы записываются в скобках через запятую после имени переменной.

Например: Х(10), А(5,6).

Массивом называется упорядоченная последовательность величин одного типа. Массив характеризуется именем, размером и размерностью. Имена массивов образуются по тем же правилам, что и имена простых переменных. Размер массива определяет число элементов в массиве. Размерность массива – это число индексов, определяющих местоположение элементов в массиве. Индексы записываются после имени массива в скобках через запятую. Если размерность массива равна единице, то такой массив называют одномерным, если двум – двумерным.

Функции.

При программировании часто бывает необходимо вычислить значение функции (например, логарифм числа, корень квадратный и т. п.). Вычисление функций осуществляется с помощью подпрограмм, которые заранее запрограммированы. Для обращения к подпрограмме (вычисления значения функции) необходимо указать имя функции и в круглых скобках аргумент.

Ниже будет таблица с часто употребляемыми функциями.

-2

Выражения.

Различают выражения арифметические, логические, строковые.

Арифметические выражения – это выражения, записанные с помощью констант, переменных, функций, знаков арифметических операций и круглых скобок. Результатом вычисления арифметического выражения является числовая константа. Порядок выполнения операций задается установленным приоритетом:

1) вычисление функции;

2) возведение в степень;

3) деление и умножение;

4) деление нацело и определение остатка (операция по модулю MOD);

5) сложение и вычитание.

Операции одного приоритета (умножение и деление; сложение и вычитание) выполняются слева направо в порядке следования. Для задания нужной последовательности выполнения операций используются круглые скобки.

В языке Qbasic кроме знакомых из арифметики операций существуют взаимообратные операции деления нацело и нахождение остатка от деления нацело. Покажем их.

Деление нацело (целочисленное деление). Целочисленное деление обозначается наклонной чертой \ . Перед делением компоненты действий округляются до целых чисел, а в частном отбрасывается остаток.

Например: 14 \ 2 = 2, 25.68 \ 7 = 3.

Операция по модулю MOD. Результат вычисления по модулю – целое число, являющееся остатком от деления нацело.

Например: 11 MOD 4 = 3 (11\ 4 = 2 остаток 3).

При записи арифметических выражений необходимо придерживаться следующих правил и ограничений:

1. Все символы выражения записываются в одну сторону. Запрещены многоэтажные выражения и верхние и нижние индексы.

2. Два знака арифметических операций не должны располагаться рядом. Знак умножения опускать нельзя.

3. Операции в арифметическом выражении выполняются в порядке старшинства, т. е.:

1) операции внутри скобок;

2) вычисление встроенных функций;

3) возведение в степень;

4) умножение и деление;

5) целочисленное деление;

6) деление по модулю;

7) сложение и вычитание.

Операции равного старшинства выполняются по порядку слева направо. Исключение: А ^B^C = A^(B^C). Тип арифметического выражения определяется типом ее результата.

Примеры ниже, просмотрите пожалуйста внимательно, чтобы вникнуть в тему.

-3

Логическое выражение служит для установления отношения между двумя числовыми или строковыми значениями. Результатом вычисления логического выражения является значение «Истина» или «Ложь».

-4

Порядок выполнения операций задается установленным приоритетом операций: операции отношения (выполняются слева направо в порядке следования), NOT, AND, OR, EQV.

Ниже будет таблица с переводом из математической записи, более понятной обычным людям, в запись на языке Qbasic. Работаю переводчиком с машинного на русско-математический. Пользуйтесь, не благодарите.

-5

Строковые выражения – это текст, заключенный в кавычки. Двойные кавычки называют ограничителями. Они служат для определения начала и конца текстового выражения. Строковое выражение состоит из строковых констант, строковых переменных и строковых функций. Результатом вычисления строкового выражения является строка символов.

Например: «ДОБРОЕ УТРО», «3 АВГУСТА 2006», «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА».

И так, основы мы разобрали. Изучайте языки, будьте полиглотом. До скорых встреч в сети!