В сфере безопасности дорожного движение существуют две точки зрения. Одна говорит о том, что, если водитель нарушил правила, его нужно наказать. Адепты другой позиции говорят о том, что если нарушения происходят в одном месте и систематически, то вопрос уже к проектировщикам дороги, к тем, кто отвечает за организацию дорожного движения. Но у первого мировоззрения есть очень серьёзный минус. Она основана на предположении о том, что если водители находятся под гнетом правил, контроля, страхов, то они будут нарушать меньше и так будет расти уровень безопасности. Но это не так. Человек всегда будет ошибаться и невольно нарушать правила - такова наша природа. Поэтому остаётся только один правильный путь - нивелировать эти ошибки, а значит совершенствовать инфраструктуру. Именно этим занимается "ГЛОНАСС БДД". Мы пообщались с генеральным директором этой организации и выяснили, как с помощью современных технологий можно с наименьшими затратами оптимизировать наши дороги.
В потоке
В сфере интеллектуальных транспортных систем есть такое понятие, как гармонизация транспортного потока. Этот термин актуален там, где есть дорожные камеры. Речь о том, что на самом деле на общий уровень безопасности больше влияет не нарушения правила дорожного движения, а скорость транспортного потока. О том, что в Республике Татарстан впервые внедрялись эти разработки и как они повлияли говорил ещё директор ГБУ БДД Рифкат Минниханов. Он сравнивал уровень смертности на дорогах после 2008 года, когда внедрили камеры. Число погибших снизилось в два раза и продолжает снижаться.
Максим Нечеухин: Есть так называемая точка бифуркации по количеству камер в регионе, когда они уже перестают влиять на снижение ДТП - участники дорожного движения едут с минимальными нарушениями. Но где-то полтора процента нарушителей будет всегда. Даже при наличии камер. Вот тут мы понимаем, что дальше для снижения ДТП, для повышения уровня безопасности дорожного движения уже нужно использовать другие методы.
Этими другими методами стали технологии искусственного интеллекта, которые на основе огромного массива информации, которые генерируются камерами, выдаёт рекомендации о том, что нужно сделать на том или ином участке автодороги, чтобы изменить уровень безопасности дорожного движения. У России в этом плане было преимущество - мы могли использовать наработки стран, где подобным путём шли уже 10,20 и даже 50 лет... По сути выглядит это так: едет машина, напичканная высокотехнологическим оборудованием и сканирует дорогу, столбы, бордюры, светофоры и так далее. А затем всё это суммируется и выдаётся коэффициент уровня безопасности дорожного движения.
Кто-то в деталях
В "ГЛОНАСС БДД" взяли методику, на которую ориентируются в ООН, но столкнулись с тем, что рекомендации часто не вписываются в российские ГОСТы. Но выход есть. По мнению Нечеухина, необходимо создать цифровые двойники 50 тыс. км автодорог, чтобы с помощью искусственного интеллекта формализовать знания. Происходит это примерно так: сканируется участок дороги, где-нибудь под Казанью, затем идентичные участки обнаруживаются где-нибудь в Новосибирской и Самарской области. Всё это "складирует" в кластеры. И вот именно тогда выявляются закономерности. Выясняется, например, что число ДТП где-то меньше и его отличительная особенность - пешеходный переход. Тут же выдаётся соответствующая рекомендация и как результат на всех похожих участках снижается число ДТП. Все это делает практически в автоматическом режиме и очень быстро. Более того, данные используются не только с дорожных камер, но также с карт "Яндекса" или Google.
Доверие
Кажется, что закономерности - ключ ко всему. Но возможно ли прогнозировать ДТП со смертельным исходом? Максим Нечеухин считает, что возможно: "Многие говорят о том, что это такая случайность, которую невозможно спрогнозировать, невозможно управлять. Но мы верим в то, что мы не можем прогнозировать такие ДТП просто потому что мы не знаем, не изучили всех факторов, которые повлияли на это ДТП".
Что мешает воплотить всё задуманное и масштабировать опыт? Как ни странно, но со стороны государства никаких препятствий нет. Госпрограмма "Безопасные качественные дороги" открыла все шлюзы. Теперь руководители регионов дают зелёный свет всем технологическим инициативам. Есть и финансирование. Но вот на среднем уровне - среди руководителей на местах, которые занимаются безопасностью дорожного движения, уже не всегда есть понимание для чего это нужно и в какую сторону двигаться. Татарстан здесь исключение. Именно тут закладывались основы ИТС, здесь есть кадровый потенциал. А ведь именно этот - третий уровень - самый важный. Это инженеры, которые воплощают все проекты в жизнь. Они есть далеко не везде.
Эта история не может продолжаться вечно. Время и технологии меняются так стремительно, что те, кто игнорирует его или сопротивляется - очень быстро окажутся за бортом.
Максим Нечеухин: Когда мы начинаем рассказывать нашим потенциальным заказчикам об этой технологии, мы осознанно не используем такие слова как, нейронные сети, искусственный интеллект и так далее. Мы сейчас видим, что на рынке есть недоверие к этому инструментарию, это сразу же вызывают отторжение. Вот, наверное, когда мы научимся доверять современным технологиям, когда эти технологии будут проверены на практике, и у нас будет широкая доказательная база, которую мы можем предъявить и показать: "Вот, смотрите, это безусловно работает!", тогда, наверное, и произойдет какой-то тектонический сдвиг.
В Европе пошли необычным, но очень прагматичным путём. Они оценивают все вложения в человеческих жизнях. Да, именно так. Они мерят цену человеческой жизни. То есть когда кто-то вкладывает деньги в развитие инфраструктуры, То считаются именно спасённые за счёт этого проекта жизни, которые в свою очередь влияют на ВВП. То есть это механизм инвестиций. И у нас к этому придут, но позже.
Показательный пример с тем, как технологии заметили то, что не может заметить человек - это дорога из Казани в Оренбург. Один из участков дороги "славился" тем, что там часто происходят ДТП, хотя с виду в нём ничего особенного не было. Благодаря системе обнаружили родник, куда пешеходы попадают, нарушая правила. Примерно по той же схеме выявили аномалию стихийного рынка. Система обнаружила, что ДТП происходят в 20 метрах от пешеходного перехода. Это было странно. Начали разбираться и выяснили, что летом на противоположной стороне дороги образуется самовольная торговая площадка - выходят бабушки, раскладывают свои заготовки и прочие товары и в итоге образуется очаг дорожно-транспортных происшествий. Человек всегда выбирает наиболее лёгкий путь...
Калькулятор...
Где же тут искусственный интеллект, - спросите вы, если для вас нейронные сети - это что-то чуждое и самостоятельное. Нет, технологии ИИ это всего лишь инструмент. Понятно, что в случае с родником или рынком без человеческого анализа дело не обошлось, но именно система обнаружила аномалию. В этом сотрудничестве и есть ключ к решению задачи. Именно задачи! Уровень смертности на дорогах - это проблема, а технологии расщепляю её н задачи и позволяют решать по отдельности.
Максим Нечеухин: "Я всегда сравниваю с калькулятором... В принципе, наверное, главный бухгалтер может работать и без калькулятора. Может взять ручку, может считать в столбик, но мало у кого возникает желание проверить правильно ли посчитал калькулятор. Вот я очень сильно надеюсь, что такое же отношение к искусственному интеллекту, к тем решениям которым помогает искусственный интеллект будет лет через 10. После этого, наверное и будут применяться технологии ИИ в различных аспектах жизни - после того, как будет доверие, безусловное доверие.