Найти тему
Индустриальный турист

Новые мосты через реку Неву: как изменится облик Петербурга в ближайшие годы

Оглавление

Санкт-Петербург с давних пор славится своими мостами, перекинутыми через многочисленные реки и каналы Северной столицы. Это и не удивительно: город был основан в устье реки Невы, в заболоченной местности, испещренной реками и ручьями. Изначально Петр I желал превратить новую столицу в русский Амстердам или русскую Венецию, но его планам не суждено было сбыться, а потому вместо лодок Петербург заполнили сначала конки, а потом и автомобили. В таких условиях город остро нуждался в переправах - их начали возводить ещё в 18 веке.

В наши дни Санкт-Петербург стремительно расширяется, а потому в городе все острее встаёт вопрос о возведении новых мостов, ибо старые переправы уже просто не справляются с увеличивающейся транспортной нагрузкой. И город откликается на эти требования: сегодня я и хочу рассказать вам об этом "отклике", проанализировав ближайшие планы по строительству переправ через главную реку Петербурга - Неву.

Информация, представленная в данной статье, точно актуальна на начало 2022 года. Впрочем, наиболее вероятно, что крупных изменений в проектах новых переправ через Неву в ближайшие 5-7 лет точно не внесут (аналогично с любыми статьями про петербургский метрополитен - темпы развития транспортной инфраструктуры в нашем городе столь низки, что старая информация о перспективах этого развития остаётся актуальной годами).

Мост в створе улицы Коллонтай и Большого Смоленского проспекта

Планируемый срок введения в эксплуатацию: до 2028 года

На данный момент только над одним мостом ведётся активная работа: уже сейчас создаются проекты будущей переправы, обсуждаются темы, связанные с финансированием, а также точно определено место строительства моста.

Новая переправа будет располагаться в створе двух крупных дорог: улицы Коллонтай на правом берегу и Большого Смоленского проспекта на левом. Выбор места проектировщиками, на мой взгляд, был произведён удачно: новый мост будет находиться на одинаковом удалении от двух соседних переправ (мост Александра Невского на севере и Володарский мост на юге). Кроме того он свяжет два крупных микрорайона внутри единой административной единицы (Невского района). Это упростит жизнь местным жителям, а также откроет альтернативный путь к центру города жителям правого берега.

Новый мост будет расположен прямо рядом с Киновеевским кладбищем, но, слава богу, сам погост при строительстве переправы не пострадает
Новый мост будет расположен прямо рядом с Киновеевским кладбищем, но, слава богу, сам погост при строительстве переправы не пострадает

Удивительно, но в этом проекте постарались уделить внимание всем: для автомобилистов здесь будет 6 полос, для общественного транспорта - обособленная трамвайная линия, для пешеходов свой тротуар, и даже про велосипедистов не забыли - по бокам от проезжей части на мосту организуют велодорожки. Звучит это просто прекрасно, но есть только один вопрос - доживут ли до строительства все эти полезные с точки зрения градостроительства идеи или они останутся лишь на бумаге (для нашего города это частое явление). От этого будет зависеть всё!

-3

Но в целом проект моста в створе улицы Коллонтай - прекрасная идея, главный минус которой заключается в том, что её всё никак не могут реализовать! Впрочем, есть и ещё один существенный недостаток: для реализации проекта придётся снести несколько дореволюционных зданий, и если какие-то из них не очень жалко, то потеря других построек скажется на облике Петербурга отрицательно. Но давайте по порядку.

Уже сейчас официально известно, какие дома планируют снести для строительства переправы. Всего их 7, и все они находятся на левом берегу Невы. Абсурдность ситуации заключается в том, что по соседству с предлагаемыми под снос домами стоит целый квартал с заброшками: дома там тоже дореволюционные, но рядовой застройки и в отвратительном состоянии, так что их снос - дело времени.

-4

Почему нельзя провести мост по их траектории и не создавать развязку на его съезде таких масштабов - мне не очень понятно. Неужели проще снести несколько жилых домов, предварительно расселив их (страшно представить, как сильно это может затянуть строительство, и как плохо это скажется на уровне жизни жителей данного района). Тем более что некоторые из этих построек представляют художественную ценность - дома-то действительно симпатичные!

Именно этот квартал скромных дореволюционных домов планируют сносить. На переднем плане - самый интересный с точки зрения архитектуры дом из тех, что планируют сравнять с землей
Именно этот квартал скромных дореволюционных домов планируют сносить. На переднем плане - самый интересный с точки зрения архитектуры дом из тех, что планируют сравнять с землей

Понятное дело, городу нужно развитие - но такой ли ценой? Но наиболее иронично, что в изначальном проекте снос исторического дома не предполагался: южный заезд на эстакаду моста должен был проходить по месту, на котором несколько лет назад был построен многоэтажный жилой дом. Смешнее всего, что строительство этого дома не только испортило все изначально намеченные планы, но ещё и сыграло злую шутку с жильцами этого дома - покупали они квартиру в доме на безлюдной набережной, а теперь получат оживлённую эстакаду у себя под окнами!

-6

Ну и напоследок стоит заметить, что данный мост вряд ли сможет решить проблему пробок в городе: странно, что эта тема вообще поднимается при обсуждении новой переправы, потому что в первую очередь она должна улучшить связь между двумя берегами, так что в её цели не входит решение глобальных проблем (тем более боюсь, что решить проблему пробок в таком огромном и густонаселённом мегаполисе уже практически невозможно). Ну а новые пробки могут появиться, это факт - проспект Обуховской обороны не обладает должной шириной и не является полноценной магистралью, а его дублёры вроде улицы Седова тем более не смогут справиться с этой задачей.

-7

Решать этот вопрос нужно другими способами, но к мосту это относится в меньшей степени. Как по мне, плюсы переправы очевидны - странно, что петербуржцы выступают против неё: есть в этом что-то типично петербургско-консервативное - лучше не стройте в городе ничего, чем попробуйте что-то изменить. Я с таким подходом не согласен, однако и снос исторической застройки меня совершенно не устраивает - ситуация сложная! Хотелось бы найти компромисс всему этому, но, судя по всему, его мы не дождёмся.

Платный мост в составе ВСД в створе Зольной улицы

Дата постройки: 2025-2030 годы

Вторая переправа, призванная связать два берега Невского района, должна появиться на 1,5 километра севернее моста в створе улицы Коллонтай: звучит это не очень логично (зачем на таком коротком расстоянии сразу две переправы?), но такому решению есть логическое объяснение - мост в створе Зольной улицы станет платным и войдёт в состав Восточного Скоростного Диаметра (аналога ЗСД, которым хотят соединить вторую половину Санкт-Петербурга, не затронутую западным диаметром).

Сейчас довольно легко представить место, на котором появится новый мост - он будет построен почти впритык с уже существующим Финляндским железнодорожным мостом. Такое месторасположение создаёт ряд серьёзных проблем: дело в том, что Финляндский мост был возведён ещё до революции, он обладает исторической и архитектурной ценностью, а новая переправа в этом месте может полностью испортить его внешний облик (учитывая, что она будет минимум в два раза выше Финляндского моста - ведь она будет не разводной).

-8

В общем, сама идея Восточного Диаметра понятна и логична: с помощью новой скоростной трассы южный съезд с ЗСД хотят соединить через город с КАД-ом в районе Кудрово. С точки зрения разгрузки транспортных потоков города концепция не так и плоха, однако если говорить о самой переправе отдельно, то её целесообразность спорна, да и влияние на внешний облик города она окажет негативное. Правда существуют предложения увести ВСД под землю и вместо моста организовать тоннель, но страшно подумать - насколько в таком случае подорожает строительство новой трассы!

-9

Арсенальный мост в створе Арсенальной улицы

Планируемый срок введения в эксплуатацию: до 2040 года

Ещё одна переправа планируется в довольно неожиданном месте - в створе Арсенальной улицы, которая в наши дни представляет собой четырёхполосную улицу, прорезающую стройные ряды промзон и упирающаяся в корпус завода ЛОМО. Выглядит это не очень-то перспективно: ну зачем городу мост, ведущий в глухие промзоны?

Однако объяснение тут довольно простое: уже в наши дни промзоны вдоль Кондратьевского проспекта начинают сносить, а к 2040 году, скорее всего, весь квартал между Арсенальной улицей, Кондратьевским проспектом и Минеральной улицей будет застроен жилыми домами, так что нужда в новом мосте тут явно появится: один Литейный с таким резким повышением транспортной нагрузки явно не справится!

Промзоны в районе Арсенальной улицы
Промзоны в районе Арсенальной улицы

Вопрос тут стоит в другом: если на правом берегу место для моста имеется, то вот со стороны центра города с этим наблюдаются определённые проблемы: в районе Шпалерной улицы, на которую и хотят вывести новую переправу, находится главная станция Водоканала, обеспечивающая водопроводную систему всего центра Северной столицы! Так что выселять Водоканал с этих мест вряд ли будут, а "подвинуться" он явно не захочет (да и не факт, что сможет сделать это в принципе). Как будет решаться эта проблема - на данный момент загадка.

Да и с выводом моста в центр города в целом обстоит проблема: широких улиц западнее Таврического сада нет, а увеличить количество полос на старых дорогах не выйдет - на всех них располагается историческая застройка, причём такую снести не смогут точно: половина там признанные памятники архитектуры и истории России.

Существует два варианта: вывести развязку с моста на Таврическую улицу, а далее пустить её по Тверской улице в сторону Суворовского проспекта, либо пустить дорогу сразу по Шпалерной в сторону Суворовского (это самые широкие дороги в этом районе - у них хотя бы есть по 2 полосы в каждую сторону).

Пересечение Таврической и Шпалерной улиц
Пересечение Таврической и Шпалерной улиц

В общем, слишком много вопросов к этому проекту, решить которые будет очень сложно. Да что уж тут говорить - у нас даже не могут решить куда вывести выход из станции метро "Театральная", а уж где в центре города расположить огромную развязку, тем более не смогут решить.

Орловский тоннель

Планируемый срок введения в эксплуатацию: до 2040 года

В качестве альтернативы мостам в Петербурге уже давно существует проект первого в городе подземного тоннеля под Невой: подобный подход позволяет решить главную проблему мостов - их разводят ночью, тем самым лишая возможности петербуржцам перебраться с одного берега Невы на другой.

Актуальный проект Орловского тоннеля, представленный компанией Метрогипротранс. Фото взято с сайта Fontanka.ru
Актуальный проект Орловского тоннеля, представленный компанией Метрогипротранс. Фото взято с сайта Fontanka.ru

Но есть у этой концепции и минусы. Главный - необходимость ликвидации крупной зелёной зоны - сада Нева, на правом берегу Невы (на его месте планируется устроить развязку). В нашем городе и так не очень много парков, так что лишаться довольно крупного сада почти в центре города не хотелось бы.

Второй серьёзный недостаток Орловского тоннеля - его стоимость. Очевидно, что строительство тоннеля дороже строительства наземной переправы в несколько раз. Стоит ли оно того? Вопрос спорный.

Впрочем, строительство Орловского тоннеля планировалось ещё в 2000-х годах, но данный проект то отменяли, то переносили на более позднюю дату, так что появление тоннеля под Невой, как мне кажется, очень маловероятно.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что проблема строительства новых мостов в Петербурге крайне актуальна: город активно развивается, бывшие промышленные районы превращаются в жилые кварталы или деловые центры, а потому Санкт-Петербургу нужны новые связи между районами, разделёнными рекой Невой.

Однако к каждому такому проекту необходимо подходить основательно, взвешивая все за и против, организуя соответствующие исследования, а главное - помня о комфорте жителей Петербурга, ради которых, собственно, и возводятся новые переправы.

Я надеюсь, что моя статья была для вас полезна и вы узнали из неё что-то новое. Спасибо за внимание!