Они могут производить разное впечатление. Местами это просто фантастика! Ну или хотя бы из близкой к ней области, например, фантастического кино. А местами ничего особенного - ведро какое-то из стекловолокна. Неизменно одно: канатные дороги и автоматические подъёмники стали визитной карточкой города. Ни в одном другом вы просто не найдёте их в таком количестве.
В столице Новой Зеландии проживает чуть более 400 тысяч человек. И чем дальше, тем больше многие из них стремятся обзавестись собственным домом. Вот только не всем светит недвижимость с уютным садиком или бассейном.
Холмы Веллингтона уже сегодня напоминают термитник, проникнуть в жилища которого кажется невероятно сложной и даже немыслимой задачей. Но люди приспосабливаются ко всему. Так местные жители взяли на вооружение канатные дороги и рельсовые подъёмники. До 2005 года насчиталось около 300 таких в частном пользовании. Но после несчастного случая, когда одна из семей пережила падение с 10 метровой высоты, власти ужесточили требования к их эксплуатации. И сегодня по последним подсчетам в Веллингтоне действует 150 канатных дорог.
Роуз Лу, жительница района Фогелтаун, поначалу была озадачена: для чего такая роскошь в её новом жилище. К нему и так был неплохой доступ, а преодолеть 80 ступеней - не проблема. Правда, теперь она видит особую романтику в том, что может возвращаться домой в собственном фуникулере. Да и родители несказанно рады посещать дочь с такими удобствами.
Для Джесс Хант канатная дорога стала поощрительным бонусом при поиске жилья в аренду. Она обслуживает три дома, с остановкой возле каждого. Во время прошлого Хеллоуина хозяйка решила даже сделать её частью праздничной программы. На время вечеринки был нанят молодой человек, изображавший в черном балахоне Смерть с косой. Его задачей было возить гостей вверх и вниз, словно в преисподнюю. Все были в восторге от такого сценария.
Для кого канатные дороги стали проблемой, так это для экстренных служб. В местном управлении пожарной охраны на них даже собрали базу данных, чтобы знать, в случае чего, на что можно рассчитывать. Два средней комплекции огнеборца вместе с экипировкой тянут где-то на 250 кг. А самая объемистая кабинка фуникулера из тех, что известны пожарным, поднимает 350 кило.
Есть в городе и совершенно особенный ретро-фуникулер, построенный еще в 1902 году. Он настоящий символ города и перевозит до двадцати человек за один раз. Его протяженность более 600 метров. На маршрут от набережной Ламбтон до пригородного района Келбурн, раскинувшегося на холме, он тратит 5 минут, в течение которых туристы не перестают восхищаться окрестными пейзажами.
По словам Марка Гэлвина, 25 лет строящего канатные дороги и фуникулеры, техника сильно ушла вперед. Его компания Access Automation уже не приспосабливает рельеф под свои конструкции. Наоборот, они создают такие, которые повторяют его форму: где надо - изгибаются, где надо - скручиваются.
Спрос на канатные дороги, по мнению бизнесмена, из-за отсутствия удобных мест под строительство стал больше. Они повышают себестоимость жилья на 150-200 тысяч долларов, но людей это не отталкивает. Например, самый длинный маршрут, который ему приходилось прокладывать, составил 200 метров до апартаментов в Ориентал Бей. Клиенты до сих пор очень довольны.