«Эмма Г. Уайлдфорд» бельгийского сценариста Зидру и французской художницы Эдит (Эдит Граттери) — история о сильной неординарной женщине, которая ради любви преодолевает все препятствия, в декорациях Англии, Норвегии и Лапландии 20-х гг. XX века.
На первый взгляд, очень похоже на «повесточную» литературу. Но роман способен удивить читателя неожиданными сюжетными поворотами, да и рисунок Эдит не может не восхищать.
Эмма Г. Уайлдфорд, начинающая поэтесса, пишет весьма провокационные стихи, порой интимного содержания, и уже выпустила книгу. Ее увлечение вызывает недоумение у близких: отца — лорда Уайлдфорда, увлеченного детективами Агаты Кристи, и старшей сестры — дамы, которая замужем за банкиром, ожидает рождения ребенка. Мама Эммы сбежала, когда дочки были еще маленькими. Эмма не признается, но на самом деле тяжело переживает ее уход.
В отличие от сестры, которая пускай и живет в несчастливом браке, но сохраняет маску благопристойности, Эмма не оправдывает ожиданий семьи. Мало того что она поэтесса, так еще и без жениха. Перед свадьбой потомственный полярный исследователь Роалд Ходжес-младший решил съездить в экспедицию в Лапландию на поиски могилы саамской богини Доллы, оставив невесте только таинственное письмо на случай, если с ним что-то случится, и пропал. Эмма преданно ждет его. Но однажды ей снится тревожный сон, и она решает отправиться на поиски жениха.
Этот сюжетный поворот напомнил мне сказку Андерсена «Снежная королева». В самом начале мы думаем, что, как и Кая, отважного Роалда Ходжеса-младшего удерживает в плену могущественная Снежная королева — мифическая саамская богиня. А Эмма, как и Герда, готова все бросить и преодолеть любые препятствия на пути в Лапландию в поисках своего «Кая».
Только в «Эмме...» не будет счастливого финала. На деле оказывается, что саамская богиня никакая не злодейка, да и вовсе тут ни при чем, а Роалд не так уж и честен и достоин восхищения. Мужские образы в графическом романе блеклые и незапоминающиеся, а после прочтения они и вовсе сливаются в безликую серую массу. Доверие и уважение вызывает лишь норвежский проводник Берге Хансен, но ровня ли он Эмме?
У читателей может возникнуть закономерный вопрос, а чем же так хороша Эмма? Авторы намеренно делают акцент не на внешности героини. Художница Эдит создает образ не кинодивы, а обычной девушки, обаятельной, привлекающей внимание чувством юмора, смелостью, целеустремленностью.
Ее путешествие в Лапландию в поисках пропавшего жениха оборачивается поиском собственного пути в жизни, историей о самопознании.
У Эммы много общего с Кассандрой из романа Доди Смит «Я захватываю замок»: обе живут в Англии примерно в одно время, занимаются литературным творчеством, похожим образом смотрят на мир, встречают первую любовь, которая сильно их изменит.
Еще сценарий «Эммы Г. Уайлдфорд» напомнил мне о другом французском графическом романе — «Красная карма» Эдди Симона и Пьера-Анри Гомона, который, кстати, тоже перевел Михаил Хачатуров (М.: КомпасГид, 2021). Там в центре повествования — отчаявшаяся француженка Аделаида Тьерсен, прилетевшая в Индию на поиски жениха.
Рисунок Эдит впечатлил меня еще в графической адаптации «Полночного сада Тома», вышедшей в прошлом году в издательстве «Самокат». Роман завораживает работой с цветом. Эдит одинаково виртуозно передает и зной летнего дня, с солнечными бликами и кружевными тенями, сочетанием теплых травянисто-зеленых и охристых оттенков, и пробирающую до костей промозглость во время долгого путешествия на север, со сложной холодной серо-синей палитрой. Экспрессивные акварельные заливки в романе — сильные средства выразительности, задающие настроение в кадрах и отражающие эмоции героини.
Изящный контурный рисунок Эдит с эмоциональными живыми линиями, которые благодаря своей нарочитой небрежности создают эффект легкого скетча. Хотя на самом-то деле за этим «скетчем» — кропотливая работа: тщательно проработанная мимика персонажей, прорисованные пейзажи, детали, фактуры, особенно разной растительности.
«Эмма Г. Уайлдфорд» станет отличным приобретением для ценителей bande dessinée, заинтересует поклонников «Аббатства Даунтон», всех тех, кого вдохновляет эстетика эпохи начала XX века в Европе.
Графический роман вошел в шорт-лист Международного фестиваля комиксов в Ангулеме 2018 года, стал финалистом премии «Ландерно» 2017-го.