Найти тему
Graphic novels

Графическая история Эммы Г. Уайлдфорд — поэтессы, мечтательницы, искательницы приключений

Зидру. Эдит. «Эмма Г. Уайлдфорд». Перевел с французского Михаил Хачатуров. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021
Зидру. Эдит. «Эмма Г. Уайлдфорд». Перевел с французского Михаил Хачатуров. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021

«Эмма Г. Уайлдфорд» бельгийского сценариста Зидру и французской художницы Эдит (Эдит Граттери) — история о сильной неординарной женщине, которая ради любви преодолевает все препятствия, в декорациях Англии, Норвегии и Лапландии 20-х гг. XX века.

На первый взгляд, очень похоже на «повесточную» литературу. Но роман способен удивить читателя неожиданными сюжетными поворотами, да и рисунок Эдит не может не восхищать.

-2

Эмма Г. Уайлдфорд, начинающая поэтесса, пишет весьма провокационные стихи, порой интимного содержания, и уже выпустила книгу. Ее увлечение вызывает недоумение у близких: отца — лорда Уайлдфорда, увлеченного детективами Агаты Кристи, и старшей сестры — дамы, которая замужем за банкиром, ожидает рождения ребенка. Мама Эммы сбежала, когда дочки были еще маленькими. Эмма не признается, но на самом деле тяжело переживает ее уход.

-3

В отличие от сестры, которая пускай и живет в несчастливом браке, но сохраняет маску благопристойности, Эмма не оправдывает ожиданий семьи. Мало того что она поэтесса, так еще и без жениха. Перед свадьбой потомственный полярный исследователь Роалд Ходжес-младший решил съездить в экспедицию в Лапландию на поиски могилы саамской богини Доллы, оставив невесте только таинственное письмо на случай, если с ним что-то случится, и пропал. Эмма преданно ждет его. Но однажды ей снится тревожный сон, и она решает отправиться на поиски жениха.

-4

Этот сюжетный поворот напомнил мне сказку Андерсена «Снежная королева». В самом начале мы думаем, что, как и Кая, отважного Роалда Ходжеса-младшего удерживает в плену могущественная Снежная королева — мифическая саамская богиня. А Эмма, как и Герда, готова все бросить и преодолеть любые препятствия на пути в Лапландию в поисках своего «Кая».

-5

Только в «Эмме...» не будет счастливого финала. На деле оказывается, что саамская богиня никакая не злодейка, да и вовсе тут ни при чем, а Роалд не так уж и честен и достоин восхищения. Мужские образы в графическом романе блеклые и незапоминающиеся, а после прочтения они и вовсе сливаются в безликую серую массу. Доверие и уважение вызывает лишь норвежский проводник Берге Хансен, но ровня ли он Эмме?

-6

У читателей может возникнуть закономерный вопрос, а чем же так хороша Эмма? Авторы намеренно делают акцент не на внешности героини. Художница Эдит создает образ не кинодивы, а обычной девушки, обаятельной, привлекающей внимание чувством юмора, смелостью, целеустремленностью.

-7

Ее путешествие в Лапландию в поисках пропавшего жениха оборачивается поиском собственного пути в жизни, историей о самопознании.

У Эммы много общего с Кассандрой из романа Доди Смит «Я захватываю замок»: обе живут в Англии примерно в одно время, занимаются литературным творчеством, похожим образом смотрят на мир, встречают первую любовь, которая сильно их изменит.

-8

Еще сценарий «Эммы Г. Уайлдфорд» напомнил мне о другом французском графическом романе — «Красная карма» Эдди Симона и Пьера-Анри Гомона, который, кстати, тоже перевел Михаил Хачатуров (М.: КомпасГид, 2021). Там в центре повествования — отчаявшаяся француженка Аделаида Тьерсен, прилетевшая в Индию на поиски жениха.

Рисунок Эдит впечатлил меня еще в графической адаптации «Полночного сада Тома», вышедшей в прошлом году в издательстве «Самокат». Роман завораживает работой с цветом. Эдит одинаково виртуозно передает и зной летнего дня, с солнечными бликами и кружевными тенями, сочетанием теплых травянисто-зеленых и охристых оттенков, и пробирающую до костей промозглость во время долгого путешествия на север, со сложной холодной серо-синей палитрой. Экспрессивные акварельные заливки в романе — сильные средства выразительности, задающие настроение в кадрах и отражающие эмоции героини.

-9

Изящный контурный рисунок Эдит с эмоциональными живыми линиями, которые благодаря своей нарочитой небрежности создают эффект легкого скетча. Хотя на самом-то деле за этим «скетчем» — кропотливая работа: тщательно проработанная мимика персонажей, прорисованные пейзажи, детали, фактуры, особенно разной растительности.

-10

«Эмма Г. Уайлдфорд» станет отличным приобретением для ценителей bande dessinée, заинтересует поклонников «Аббатства Даунтон», всех тех, кого вдохновляет эстетика эпохи начала XX века в Европе.

Графический роман вошел в шорт-лист Международного фестиваля комиксов в Ангулеме 2018 года, стал финалистом премии «Ландерно» 2017-го.