Найти тему
Доктор online

Луис Майер: уроженец Минска, зажигавший звёзды Голливуда

Ну вот и все. Луис Майер сейчас соберет вещи и покинет голливудскую студию MGM навсегда. На календаре 31 августа 1951 года. Он стоял в своем кабинете у окна и по его щекам текли слезы.

Перед ним в лучах ласкового калифорнийского солнца простиралась его империя, в названии которой рядом с Metro и Goldwyn стояла его собственная фамилия - Mayer.

Осталось снять со стены портреты Кларка Гейбла, Греты Гарбо и Спенсера Трейси; забрать со стола портрет матери и фотографии двух дочерей; взять сигары - или черт с ними, с сигарами, накинуть пиджак на плечи. Последний раз окинуть взглядом кабинет...

Больше всего он напоминал пингвина, забравшегося в чужой офис. Невысокий, седеющий, лысоватый толстячок в черном костюмчике.

Но никто раньше при взгляде на него не мог допустить и подобия ироничной улыбки: этот пингвин мог растоптать кого угодно в мгновение ока. Он создал эту империю с нуля и правил жестоко и безжалостно.

Это было государство в государстве - независимое, со своими законами и даже собственной полицией: покой звезд охраняли пятьдесят стражей порядка.

Студия МGМ в 1928 году
Студия МGМ в 1928 году

Власть полиции МGМ распространялась далеко за пределами студии: звезды вечно влипали во всякие неприятные истории, и задача шерифа Хендри - вовремя разузнать подробности (для этого у него в каждом полицейском участке были осведомители), на месте разрулить дело и, главное, сделать так, чтобы информация не попала в газеты. Так им удалось замять скандал с Джин Харлоу.

На этой студии вообще можно было жить. У каждой из звезд есть отдельный домик, декорированный согласно их вкусам. Там даже цветы специально подобраны: у Джуди Гарленд - любимые лилии, у Греты Гарбо - французские розы. Тут есть свои врачи, свои массажисты, свои дантисты, косметологи. В кафетерии бесплатно обедают ежедневно 2700 человек.

Джанетт МакДоналд и Луис Майер
Джанетт МакДоналд и Луис Майер

Здесь можно отдать белье в стирку, отдохнуть у бассейна, поваляться на лужайках, посидеть в баре. МGМ владеет собственной электростанцией, мощности которой хватит, чтобы существовал город с населением 25 тысяч человек.

На территории есть собственные фабрики по производству резины и краски - для декораций и спецэффектов; есть автомастерские, где могут собрать из деталей любой автомобиль из любого времени; свои стеклодувы, сварщики, маляры, электрики...

В середине 40-х , в пору расцвета, на студии снималось 16-18 фильмов одновременно: в каждом из павильонов кипела работа. Каждую неделю - по одному новому фильму! Это была настоящая фабрика по производству фильмов.

Когда-то его звали Лазарь Мейер и он был вертлявым мальчишкой, сыном степенного Якова Меира из Минска. Из царской России в канадский городок Сент-Джон их семья перебралась в 1892 году и занялась торговлей. Впрочем, торговля - это громко сказано: просто лавка старьевщика.

Сент-Джон был портовым городом, на берег часто выбрасывало различный хлам - Лазарь подбирал и продавал. Вскоре он поменял свое имя на Луис. Отец занимался сбором металлолома и утилизацией бытовых отходов, а мать работала на птицеферме. Сыновья помогали отцу.

В 19 лет Луис переехал в Бостон. В 1904 году он женился на Маргарет Шенберг, дочке мясника. При финансовой помощи тестя Луис основал собственный бизнес - купил полуразрушенный кинотеатр "Орфеус" и уже через несколько месяцев превратил его в одно из самых модных и посещаемых заведений в городе.

Билеты в кинотеатр стоили не 5, как везде, а 15 центов, зато на входе раздавали бесплатное печенье. Жена Маргарет, в дополнение к семейным обязанностям, сидела в кассе, продавала билеты, вела бухгалтерию.

Бизнес развивался успешно и спустя несколько лет Майер приобрел другие кинотеатры и стал владельцем целой сети развлекательных заведений. В одном кинотеатре крутили вестерны, в другом - фильмы про любовь, в третьем - комедии.

Однако его планы не ограничивались кинопрокатом - Майер мечтал создать собственную кинокомпанию и заняться производством фильмов.

Луис Майер с дочкой
Луис Майер с дочкой

Миллионером Луис Майер стал тогда, когда выкупленный им за 55 тысяч долларов фильм Гриффита "Рождение нации" собрал в прокате в десятки раз большую прибыль.

Он обладал чутьем и рискнул, заложив буквально все: новый дом, страховку и даже обручальное кольцо. Картина собрала в Америке три миллиона долларов, и четверть этой суммы отошла к Луису.

Его профессиональное чутье никогда его не подводило, и он вовремя смог понять, что будущее американской киноиндустрии - за Голливудом, поэтому в 1918 году Луис Майер переехал в Лос-Анджелес.

-5

Майер умел убеждать, продавать, уговаривать, как никто другой. Он ничего не боялся, был напорист, как танк, и ля достижения цели использовал все методы, какие ему были доступны. О нем говорили в кинотусовке: "Если Майера не пустить в дверь, он войдет в окно; закрыть окно - влезет в дымоход; заткнуть трубу - просто взорвет весь дом, но своего добьется..."

Голливуд в 1918 году был довольно скромным местом - просто удобная для съемок деревушка, вокруг которой формировались небольшие студии. Еще недавно - тихое частное владение одной помещицы, которая и название месту дала из-за кустов остролиста, что росли то там, то тут.

-6

Но вскоре деревушка станет грандиозной фабрикой грез и не последнюю роль в этом сыграет Майер. В Голливуде он не терял времени даром: каждую минуту он тратил на то, чтобы досконально выяснить, как делается кино. Он путался под ногами у осветителей, смотрел, как работают операторы, что делает ассистент режиссера, из чего собирают декорации...

От пытливого взора Майера ничто не ускользало. Вскоре по Голливуду прошел слух, что лучшего администратора в кинобизнесе просто нет. И когда магнат Маркус Лоу предложил Майеру возглавить его новую кинокорпорацию, он не прогадал. В 1924 году Луис стал вице-президентом и генеральным менеджером компании Metro Goldwyn Mayer.

Студия МGМ
Студия МGМ

Он уволил одних и нанял других. C бешеной энергией он взялся за устройство съемок "Бен Гура" - грандиозной костюмной драмы, которую компания Goldwyn Company не могла доснять несколько лет и в кратчайшие сроки выпустил ее на экраны.

Прошло совсем немного времени - и скромная студия с парой павильонов превратилась в гигантскую империю. Кларк Гейбл, Рудольф Валентино, Марио Ланца, Ава Гарднер, Джуди Гарленд, Грета Гарбо - всех этиз звезд создаст и выпустит на экраны некогда скромный эмигрант Луис Майер. Актерам придумывали характер, меняли имя, иногда даже сочиняли биографию. Звездам запрещено было выходить из дому без косметики и в "простой" одежде.

Партнер Луиса по МGМ Инвинг Тальберг принес на студию фотографию Кларка Гейбла ради шутки - он не верил в него ни секунды: "Говоришь, он станет звездой? Да ты сошел с ума, Луис. Посмотри, какие у него оттопыренные уши!" А Луис поверил.

Кларк Гейбл
Кларк Гейбл

Тальберг старался не вспоминать и о том, как он раскритиковал сценарий "Унесенных ветром": "Запомни, Луис, за историю времен Гражданской войны мы не получим и пятицентовика!" Что он скажет, когда узнает, когда первые сборы достигли миллионов. Он точно знал, какой фильм сделает кассу.

"Звездная система" по которой начал работать Голливуд была полностью заслугой Майера. Майер говорил: " Женщины любят разных мужчин. Одним нравятся босяки, другим - джентльмены. Поэтому на студии нужно иметь "суповой набор". Вот Гейбл - мачо, варвар, бунтарь. Но необходим еще и Уильям Пауэлл - холодный, сдержанный, настоящий англичанин..."

Глава MGM вопрошал: "Кем был Спенссер Трейси до того, как он попал к Луису Майеру? Никем. На студии "Fox" он играл злодеев, больше ничего. Обычный характерный актер, каких тысячи. Мы его перекупили. Нашли ему правильный сценарий, поработали с ним, использовали кучу трюков, подобрали хорошую музыку и оператора-кудесника - и пожалуйста, родилась новая звезда!"

"Эл Би", как называли Луиса Б. Майера, вел свой корабль твердой рукой. Во времена Великой депрессии киностудии теряли деньги и закрывались, и только единственная MGM оставалась на плаву и приносила прибыль.

Может потому, что каждый, даже проходной фильм MGM выглядел дорого, богато, роскошно. Доверие публики тяжело завоевать и легко потерять. Конкуренты вслед за "Кинг-Конгом" спешно выпускали наспех слепленного "Сына Кинг-Конга", а киностудия MGM после успеха "Дракулы" долго работала над "Франкенштейном" - и он получился сильным.

MGM заботилась о каждом из своих работников, а о звездах заботилась втройне. Тут были и поощрительные премии, и поездки, и сложная система пенсий. Но и требовал Майер со звезд втройне.

Луис Майер с Джуди Гарленд и Мики Руни
Луис Майер с Джуди Гарленд и Мики Руни

Например, он нашел и сделал звездой Джуди Гарленд, а значит, мог распоряжаться ее жизнью как хотел: он решал с кем ей встречаться, с с нем - нет, рожать ли, разводиться... Он прилюдно называл ее "толстой" , заставлял стягивать грудь тугим корсетом, чтобы Джуди выглядела как девчонка...

Он приносил ей в судках куриный бульон, приготовленный его мамочкой, потому что кроме этого бульона Гарленд ничего есть не полагалось. У нее даже был отдельный стол в кафетерии. Майер заставил ее избавиться от ребенка и до последнего сопротивлялся ее романам - звезда, которая выходит замуж, сильно теряет в цене.

Кларк Гейбл согласился сниматься в фильме "Унесенные ветром" только из-за перспективы остаться безработным. Когда он заявил Майеру о том, что не хочет сниматься, тот ответил: "А нищим ты хочешь стать?" И вновь оказался прав - главная роль в этом фильме принесла Кларку Гейблу мировую популярность.

Вот как Майер решил одну проблему весьма деликатного свойства... Поползли слухи, что один из самых популярных молодых актеров Ван Джонсон, проводит ночи в компании мальчиков с Бродвея. Майеру начхать на это, но ведь журналисты растреплют новость и тогда звезде с амплуа сердцееда - конец. А еще говорят, что на Джонсона заглядывается жена лучшего друга, тоже актриса.

Ван Джонсон и Ева Эббот
Ван Джонсон и Ева Эббот

Это несложное уравнение. Майер вызывает к себе эту самую жену и напрямик предлагает сделку: она разводится и выходит замуж за Джонсона, а взамен получает лучшие роли в лучших фильмах, и ее муж - будем считать, что уже бывший муж, да? - тоже. Ну а если нет - им придется искать другую работу, а он уж позаботится, чтобы миссис Еву Эбботт и ее супруга Кинона Уинна никуда не взяли.

Пусть теперь Ван Джонсон проводит время где хочет, у него есть твердое алиби: штамп в паспорте и любящая жена. А все остальное - наветы недоброжелателей.

К слову, Джонсон женился на Еве Эбботт в 1947 году на следующий день после ее официального развода с Киноном Уинном. У Евы было двое детей от первого брака, а через год у пары родилась дочь Шайлер. Ван Джонсон становится отцом троих детей и репутация его восстановлена.

Ван Джонсон и Ева Эббот  и детьми
Ван Джонсон и Ева Эббот и детьми

"Для меня Майер был отцом, лучшим другом, - вспоминала актриса Джоан Кроуфорд. - Помню, к нему всегда запросто заходили Джуди Гарленд, Лана Тернер. Он никогда от нас не отмахивался, даже если у него шло заседание и мы врывались не вовремя".

Майер брал актеров под свою опеку и определял их судьбы. "Вас ругали, если вы начинали встречаться с неподходящим, по мнению Майера, мужчиной, - говорила Энн Рэзерфорд. - А выражение "человек, не соответствующий имиджу" означало, что вы встречаетесь с кем-то, кто намного вас старше, или ведет неприличный образ жизни, или является посредственным актером. И всегда оказывалось, что Луис прав".

"Дайте мне хорошенькую мордашку и я сделаю из нее звезду! Если человек фотогеничен, его любит камера - все, он наш. Образование, умения, опыт талант это не важно. На студии научат всему: как правильно говорить, как правильно стоять, сидеть, плавать, держать вилку, поворачиваться, улыбаться, целоваться - всему! Девиз МGМ - больше, чем у нас, звезд только на небе!" - говорил Майер.

Майер знал: кто с кем, и когда; кто напился, кто плохо выглядит, у кого депрессия и что говорят о нем... Луис Майер набирался сил и с каждым годом становился все энергичнее. А его супруга Маргарет, тихая мышка, опрятно, но безвкусно одетая, совершенно не годилась для выходов в свет и не умела поддержать разговор. Со временем, перенеся операцию по женской части, она стала подвержена депрессиям и сменам настроения.

На светских раутах Майер мог ей сказать: "Марго, иди погуляй!" И она покорно шла куда-нибудь на веранду и сидела там одна, пока ей компанию не составляла какая-нибудь дамочка.

Друзья говорили Луису: "Твоя жена делает из тебя старика. Хочет, чтобы ты сидел у камина в субботу вечером и гладил кошку. А тебе надо жить, развлекаться, флиртовать, выходить в свет. Смотри, как ты здорово танцуешь румбу..."

В 1944 году он съехал из их общего дома с Маргарет и снял себе отдельный особняк. И этого шага он себе никогда не простит. Они прожили вместе сорок лет - плохо или хорошо, но прожили. Маргарет родила ему прекрасных дочерей - Эдит и Ирен.

Когда Майер разводился, он денег не пожалел и выплатил Маргарет самую большую сумму за всю историю бракоразводных процессов - 3.250000 долларов, отдал дом в Санта-Монике, виллу, драгоценности и акции.

С Лореной Дэнкер
С Лореной Дэнкер

Через год он женился на Лорене Дэнкер, вдове рекламного магната,с которой прожил до конца жизни. По голливудским стандартам красавицей назвать ее было нельзя, но она была достаточно миловидна и вполне отвечала требованиям Майера к аристократической жене - молодая, но не слишком, привлекательная и уравновешенная.

Его бывшая жена Маргарет почти никого не принимала, все время проводила дома, предаваясь мечтам. Она мечтала о том, что однажды Майер осознает свою ошибку и вернется к ней.

Трудности у MGM начались после окончания второй мировой. Дело в том, что Майер пропустил изменение вкуса аудитории. В моду входили "реалистичные" фильмы, набирал популярность жанр "нуар", а он упорно продолжал выпускать "сказки" с хэппи-эндом и дорогостоящие мюзиклы. Появился опасный конкурент - телевидение. Прибыли стали падать, MGM перестала получать "Оскаров".

В 1950-е гг. молодым сотрудникам корпорации MGM удалось постепенно устранить от дел ее вице-президента. Луис Майер утратил былое влияние и был вынужден отойти от дел в сентябре 1952 года.

Его провожали аплодисментами, многие плакали. Кто-то напомнил об "Оскаре" за выдающиеся заслуги в киноиндустрии, который Майер получил несколькими месяцами ранее. Майер грустно ответил, что с его подачи когда-то была создана Киноакадемиия, так что этот "Оскар" он в какой-то мере вручил сам себе. Он раскланялся, сел в белый лимузин,и ворота сказки, которую он создал захлопнулись за ним.

"Это конец МGМ и конец Голливуда" - написали в газетах. Они не добавили одного: это был конец и самого Луиса Б. Майера.

Когда у человека отнимают смысл жизни, он начинает таять на глазах. Так и произошло с ним. Он наблюдал за тем, как разваливаются дела на студии: после его ухода стало ясно, что компания разваливается.

Шенк слишком поздно понял, что поменял льва на борзого щенка: его молодой протеже Дор Шери был и энергичным и деловым, но у него не было и толики той магии, которой обладал Майер.

Памятник Луису Б. Майеру и героине Дороти Гейл  (Джуди Гарленд) фильма"Волшебник из страны Оз" в Голливуде
Памятник Луису Б. Майеру и героине Дороти Гейл (Джуди Гарленд) фильма"Волшебник из страны Оз" в Голливуде

Луис стал ходить по врачам и жаловаться на здоровье, слег и больше не хотел вставать - у него обнаружили лейкемию. Луис Б. Майер умер через шесть лет после своей отставки. Его последними словами были: "Все такая ерунда..."

Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!

#фабрика грез #голливуд #луис майер #бизнес #джуди Гарленд #кларк гейбл #ван джонсон #