Найти тему
Армения и армяне

Георгий Мирзоев. Как сложилась судьба армянского конструктора, создавшего легендарные «Ниву» и «Восьмерку»

Как известно, белая «Нива» - один из наиболее любимых и поистине «народных» автомобилей для армян и Армении. Отлично подходящий для горных проселочных трасс неприхотливый внедорожник малого класса.

Армяне просто обожают этот автомобиль
Армяне просто обожают этот автомобиль

Но далеко не все знают: одним из создателей этого легендарного автомобиля стал именно армян. Инженер-конструктор, главный конструктор АВТОВАЗа в 1976-1998 гг Георгий Константинович Мирзоев (Мирзоян).

Наш герой появился на свет в Тбилиси еще в далеком 1933-м году. Начал свою трудовую деятельность на Тбилисском вагоноремонтном заводе, где работали прежде его дед и отец.

Георгий Мирзоев
Георгий Мирзоев

В юности Георгий Мирзоев окончил знаменитый Московский автомеханический институт (МАМИ). И отправлен был по распределению конструктором на один из самых крупных советских автозаводов - УАЗ. Здесь герой нашей публикации проявил себя как передовой новатор. Например, создал уникальную для своего времени подвеску для УАЗ-469.

Не удивительно, что способного армянского инженера быстро заметили. И в 1976-м году отправили главным конструктором на только-только открытый совместно с итальянцами тольяттинский автозавод ВАЗ.

  • На первое техническое заседание инженеров завода я тогда попал буквально с поезда, - вспомнил позже сам Мирзоев. - И сразу же оперативно влился в большую работу.
-4

Здесь Георгий Мирзоев проработал более двадцати лет - до самого 1998-го. Именно под его непосредственным руководством созданы были и впервые сошли с конвейера такие популярные советские и российские автомобили как «Нива», «пятерка», «восьмерка», «десятка», «Ока», «Шевроле Нива».

Рядом со знаменитой Нивой
Рядом со знаменитой Нивой

Именно при Георгии Мирзоеве подписан был в конце 1970-х важнейший контракт АВТОВАЗа с западногерманским концерном Porsche, что оказал такую огромную помощь в доработке вазовских авто.

Успел принять наш герой и в начале разработки новых детищ АВТОВАЗа - марок «Калина» и «Приора». В общем, именно армянин Георгий Мирзоян создал ВАЗ таким, каким мы знаем его сейчас.

-6

Именно с подачи Георгия Мирзоева в России был впервые запущен в массовую серию автомобиль с передним приводом. Георгий Константинович работал и над вазовскими электромобилями. В серию они, увы не пошли. Зато регулярно побеждали в разного рода экоралли.

Свою работу знаменитый конструктор совмещал с преподаванием в Тольяттинском государственном университете - воспитал и подготовил целое поколение молодых перспективных автомобильных инженеров.

Двадцать лет подряд армянин отвечал за создание автомобилей АВТОВАЗа
Двадцать лет подряд армянин отвечал за создание автомобилей АВТОВАЗа

Увы, великого Заслуженного конструктора России, профессора Георгия Мирзоева не стало 23 февраля 2018 года. Однако память о нем мы все видим и поныне - в виде десятков тысяч автомобилей ВАЗ, ездящих по дорогам России, Армении и всего бывшего СССР.

-8