Ювелирное дело – это разновидность декоративно-прикладного искусства, обработка драгоценных металлов и камней и создание украшений из них. Художественный смысл ювелирного ремесла заключается в таланте и мастерстве человека, способного превратить самые дорогие материалы в ещё более дорогие и красивые.
Ювелирно ремесло начало развиваться еще в древности. Наши предки придавали дорогим материалам и украшениям особый, сакральный смысл. Они использовались в качестве незаменимых атрибутов во время проведения всевозможных обрядов и ритуалов, ими подчеркивали божественное происхождение вождей и жрецов.
В Древнем Египте в качестве основного металла для создания ювелирных украшений было золото. Древнеегипетские ювелиры владели разнообразными техниками его обработки и даже умели изменять цвет материала, используя различные добавки. На земле фараонов изготавливали золотые кулоны, диадемы, браслеты, ожерелья, кольца и т.д. В качестве вставок использовали цветное стекло, малахит, сердолик, лазурит и другие камни.
Работать с драгоценными металлами и камнями умели и древние греки. Первые упоминания о древнегреческих ювелирных украшениях относятся к XIV веку до н. э. Греки верили, что золото обладает магической силой, поэтому во время погребения на умерших людей надевали как украшения, которые человек носил при жизни, так и специальные нагубники, наглазники и золотые маски.
В эпоху Средневековья основные заказы на ювелирные украшения поступали от имени церкви. Из золота делали различные сосуды, чаши для причастия, им украшали иконы и книги. Изделия средневековых мастеров зачастую были перегружены яркими камнями выпуклых форм: изумрудами, рубинами, сапфирами и жемчугом, также использовали горный хрусталь, гранат, аметист и топаз.
А вот личные украшения средневековых жителей почти не сохранились. Отказ от земных радостей и философия аскетизма, диктуемая церковью, сделали свое дело: люди носили очень простые костюмы, которые скрывали очертания тела, и почти не использовали украшения в своих нарядах.
Невосполнимой утратой для белорусской культуры стала потеря напрестольного креста, изготовленного для церкви Святого Спаса по заказу Ефросиньей Полоцкой местным мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Шестиконечный крест высотой 51,8 сантиметра, украшенный драгоценными камнями, пропал во время Великой Отечественной войны и до сих пор не найден. Возможно, он хранится в какой-нибудь частной коллекции или был распилен по кускам и перепродан…
Эпоха Возрождения вдохнула в ювелирное дело новую жизнь. Работы мастеров стали отличаться многоцветием прозрачных эмалей, геометрической четкостью конструкций, богатством растительных узоров – все это влияние готики.
В наше время ювелирное мастерство продолжает развиваться. Меняются технологии, мода на те, или иные виды украшений, они становятся богаче и разнообразнее. Сегодня значительно усилились позиции бижутерии: растет количество материалов, из которых создают украшения, они становятся все более разнообразными и интересными. Бижутерия давно завоевала людскую любовь, которая из года в год только крепнет.